Логические приемы образования понятия. Основные логические характеристики понятий.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

 

Сравнением является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.

 

Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.

 

Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

 

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.

 

Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.

 

Указанные логические приемы образования понятий взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.

 

Процесс образования понятий связан с процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку.

 

Люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.

 

Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. Новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В связи с этим необходимость придумывать новые слова для выражения полученных знаний возникает редко. С помощью ограниченного числа слов, благодаря понятиям, можно обозначить практически бесконечное число предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы «видит» в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы чувств.

 

Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и содержание понятия.

Объем понятия — это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся в данном понятии.

Содержание — совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых в данном понятии.

Операции над понятиями — это такие логические действия, вследствие которых

создаются новые понятия.

 

Логика - доступно для всех