Предмет и задачи логики.

Мышление как предмет изучения логики. Ступени процесса познания: чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления, 3 его основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Роль языка в познании.

Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Понятие логического закона. Истинность мысли и правильность рассуждений по форме. Основные черты правильного рассуждения: определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность.

При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства:

1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения;

2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Особый акцент в теме I должен быть сделан на формирование совокупности умений такого рода, которые называются логической культурой личности и которые определяются врожденным потенциалом индивида, окружающей социальной средой и определенной логосферой.

Для решения поставленных в теме I задач следует овладеть такими узловыми понятиями, как логика, наука, закон и форма мышления, чувственное и рациональное познание и воспользоваться рекомендованной учебной и методической литературой: стр. 3 – 10, 13 – 19.

 

Логика - доступно для всех