Вопрос как логическая форма постановки проблемы, структура и виды вопросов.

Вопрос, как форма познания, есть способ выделения неизвестного, подлежащего познанию, в рамках чего-то известного. методологическая роль вопроса  — определяет цель дальнейшего научного исследования, а тем самым, и направление научного поиска. Известное, то есть имеющееся знание, в рамках которого выделяется подлежащее выяснению, называется предпосылкой (или базисом) вопроса. Другими словами, предпосылка — это исходная информация, содержащаяся в вопросе. Виды вопросов. По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие. Уточняющие вопросы направлены на установление истинности предпосылки. Как правило, в них присутствует частица «ли», поэтому иногда такие вопросы называют «ли-вопросы». Ответами на уточняющие вопросы могут служить просто слова «да» или «нет» или в сочетании с высказываниями, которые представляют знание того, что не было известно. Восполняющие вопросы направлены на получение нового знания. В них используются вопросительные слова «что», «когда», «как» и т.д. В восполняющих вопросах в свою очередь можно выделить несколько видов:

– «какой (кто, какие)-вопросы». Это вопросы, в качестве ответов на которые мы должны назвать неизвестный предмет или ряд предметов некоторого класса.

– «сколько-вопросы». Эти вопросы употребляются, когда нас интересуют количественные характеристики тех или иных явлений.

– «что (как, почему, для чего)-вопросы». Они выражают незнание того, что представляет собой некоторое явление, и могут быть направлены на выяснение причины этого явления (почему-вопрос), связи этого явления с практикой (для чего-вопрос), механизма действия причины явления (как-вопрос). Ответом на «что-вопрос» может быть либо реальное определение предмета, либо ответ — это целая объясняющая теория. В последнем случае ответ не может быть выражен в отдельном суждении.

По характеру предпосылки выделяют корректные и некорректные вопросы. Существуют различные классификации корректных и некорректных вопросов. Согласно одной из них, вопросы подразделяются на синтаксически корректные и некорректные.Синтаксически некорректные вопросы построены так, что их просто нельзя понять. например, если его предпосылка является не суждением, а пропозициональной формой (не утверждает ничего определенного), или если его предпосылка выражена предложением, не имеющим смысла, и т.д. Синтаксически корректные– вопросы, в которых предпосылка является правильно построенным и поэтому ясным суждением. Они в свою очередь делятся на семантически корректные и некорректные. Семантически корректным является вопрос, предпосылка которого – истинное суждение.

Семантически некорректным называется вопрос, предпосылка которого – ложное суждение. Вопросы могут быть также эпистемически корректными и некорректными. Вопрос считается эпистемически некорректным если:

– объективно на него не существует ответа («Сколько звезд на небе?»);

– ответ содержится уже в вопросе («Сколько углов в треугольнике?»);

– его предпосылка не может быть оценена (по крайней мере, в настоящее время) как истинная или ложная («Как выглядят разумные существа, прилетающие на землю?»).

Если умышленно задается некорректный вопрос (с целью запутать человека, сбить его с толку, заставить признаться в том, чего не было, и т.п.), то такой вопрос называется провокационным. По логической структуре вопросы делятся на простые и сложные. Простыене включают в качестве составных частей другие вопросы. Сложныевключают в себя несколько простых вопросов, соединённых конъюнкцией («и») или дизъюнкцией («или»). По количеству возможных ответов вопросы могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся вопросы, на которые не существует определенного числа ответов.

 

Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов (например, в анкетах, тестах и т.п.). Открытый вопрос можно «закрыть», т.е. перестроить его таким образом, чтобы получился закрытый вопрос.

 

Логика - доступно для всех