Логика - доступно для всех

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

Образование понятия — это сложнейший процесс, который предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них принято считать анализ, синтез, сравнение,абстрагирование и обобщение.

Анализ — это мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез — мысленное соединение признаков предмета в единое целое. Сравнение — мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков их сходства или различия втом или ином отношении. Абстрагирование — мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Обобщение — мысленное объединение однородных предметов и их группировка на основе тех или иных общих признаков. Его конечным итогом является мысль, имеющая разнообразное содержание, но принимающая одну и ту же форму — понятие.

Понятие выполняет две основные функции: познавательная функция — осуществляется на основании такой логической операции, как применение понятий. Накапливаясь, знания систематизируются, углубляются и уточняются, со временем превращаясь в науку. Без понятий нет науки, а без науки невозможно развитие материального производства и других сторон общественной жизни; коммуникативная функция, т.е. функция средств общения.

Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний,обеспечивается духовная преемственность поколений.

В понятии различают прежде всего содержание и объем. Под содержанием понимаются мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. В системе признаков, образующих содержание понятия, различают два типа: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Объем понятия — это охватываемые им предметы мысли.

Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике классом, или множеством. Класс (множество) состоит из подклассов, или подмножеств. Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым.

Универсальный класс включает совокупность предметов исследуемой области, например класс планет Солнечной системы.

Единичный класс — класс, состоящий из одного предмета, например планета Земля.

Пустой класс это такой класс, который не содержит ни одного предмета, например кентавр.

Содержание и объем понятия связаны между собой. Данная связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот, причем с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, а с уменьшением объема число признаков уменьшается.

виды понятий

В практике мышления функционирует множество определенных и разнообразных понятий. Они подразделяются на виды в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками любого понятия — содержанием и объемом.

Объективные различия между предметом мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.

Конкретные — понятия, в которых находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования (книга, ручка). Абстрактные — это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без этих предметов (жесткость, электропроводимость).

Необходимо учитывать, что если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то они обретают множественное число.

Те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.д., называются положительными.

Отрицательные понятия — это понятия характеризующиеся отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.п. Для выражения отрицательных понятий используются отрицательные частицы («не») и отрицательные приставки («без» и «бес»). Кроме русских, могут быть использованы иностранные отрицательные приставки («а», «анти», «дез», «контр» и др.

Также понятия делятся на соотносительные и безотносительные).

В соотносительных понятиях один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен — соотносится с ним («родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей). В безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно — отдельно от других: «природа», «человек» и т.д.

Собирательные и несобирательные понятия различаются в зависимости от того, как соотносится с охватываемыми ими предметами мысль: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету одного класса.

Особенность несобирательных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы.

Единичные понятия — объем понятия, составляющий один предмет («Солнце», «Россия»). Общие понятия — отражают в своем объеме группу предметов («звезда», «планета»).

Единичное понятие — такое, в объем которого входит один элемент (город Саратов, Россия и др.).

Общее понятие — такое, в объем которого входит более одного элемента (студент, солдат, преступник и др.).