ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ

Под аналогией понимается умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в признаках с другим предметом. Мысль в аналогии развивается от знания одной степени общности к знанию другой степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит вероятностный характер.

Обычная схема аналогии выглядит следующим образом: если объект В обладает признаками а, Ь, с, о1, е; объектЛ обладает признаками Ь,с,<3,е\ следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Логический переход в выводах по аналогии регулируется следующим правилом: «Если два единичных случая сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов».

Необходимо помнить, что использование аналогии изолировано от других форм познания неправомерно. Это обусловливается ее вероятностным характером, так как она дает не строго достоверные, а правдоподобные выводы. Знания, полученные с помощью аналогии, могут иметь неодинаковую обоснованность. В одних случаях заключения носят проблематичный характер, в других—достоверный. При этом аналогия не является обозначением равнозначности предметов, а выступает лишь как частный случай сходства.

Умозаключение по аналогии, как и всякая другая логическая форма, не является произвольным построением. Оно основано на действительности и позволяет находить сходства и различия между предметами объективной реальности. Совершенно ясно, что в природе не существует абсолютных тождеств, так как сходство предметов определяет и их различия. Таким образом, нельзя исключать ситуацию, когда обнаруженный у одного предмета признак не окажется именно тем единственным отличием по отношению к другому. Для повышения вероятности вывода по аналогии необходимо соблюдать определенные правила:

1)   аналогия должна основываться на существенных признаках и по возможности на большемчислеобщихсвойствсравниваемых объектов;

2)   связь признака, относительно которого делается вывод, с обнаруженными в объектах общими признаками должна быть наиболее тесной;

3)   аналогия имеет задачей установление соответствия объектов лишь в определенной связи, а не во всех отношениях;

4)   поскольку непосредственной целью аналогии является установление сходства объектов, то она должна указывать на различия и быть дополнена их исследованием.

Несоблюдение перечисленных правил ведет к ложным аналогиям. Необходимо отметитьито что часто ложные аналогии делаются умышленно (например, подделка документов).

 

Логика - доступно для всех