Познание – это процесс отражения действительности в человеческом сознании, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (интеллектуальную).
На чувственной ступени мир познается посредством анализаторов (органов чувств). Основные формы такого познания – ощущения, восприятия и представления — являются чувственными образами конкретных предметов реального мира, результатами их воздействия на наши органы чувств.
Рациональное познание обладает рядом характеристик отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность, абстрактность, активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным).
Основными формами, в которых фиксируются знания о мире в результате интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. Общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
Задача логики состоит в том, чтобы ответить на вопрос: как мы должны мыслить, если хотим достичь цели познавательного процесса, т.е. получить адекватные знания об исследуемых объектах.
Формы познания
Выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа.
Сторонники эмпиризма, признавали чувственное восприятие главным источником наших знаний.
В философии Нового времени под рациональностью, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания.
Познавательная деятельность является начальным этапом познания.
Такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она — предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.