Образование понятия — не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность исследователя и включает в себя множество логических приемов, важнейшими из которых является анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Выделение признаков связано с мысленным расчленением предметов на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Элементы, стороны, признаки предмета, выявленные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза.
Синтез — это логический прием, с помощью которого осуществляется мысленное соединение частей предмета, расчлененных анализом.
Сравнение — мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.
Абстрагирование — мысленное упрощение предметов путем выделения в них одних признаков и отвлечение от других, результат этого процесса называется абстракцией или понятием.
Обобщение — мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.
Устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.