Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Логика - доступно для всех

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Уровень и недостатки чувственного познания, связь между чувственным и рациональным этапом познания

 

Человек познает мир, в первую очередь, на уровне чувственного познания с помощью ощущений (отражения отдельных свойств предметов), восприятий (целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств) и представлений (сохранившегося в памяти чувственного образа предмета, воспринимавшегося ранее). На этом уровне складывается чувственный образ действительности, обладающий преимуществом непосредственной действительности, тот есть это отражение реально существующего мира. Фактически органы чувств – единственный канал нашей связи с окружающим миром.

Однако знания, полученные чувственным путем, имеют уйму недостатков. Они, в частности, способны дать представление лишь об отдельных предметах, более того, лишь об отдельных свойствах этих предметов. Кроме того, уже здесь, благодаря способности комбинировать чувственные впечатления, появляются образы, которые могут быть вовсе не связаны с действительностью. А если добавить к этому субъективность восприятия, то картина получается довольно искаженной. Образ, безусловно, обладает преимуществом целостности, но в полученной картине нет места ни причинности, ни закономерности, ни тем более сущности.

Такие задачи по силам лишь мышлению. К особенностям мышления относится, прежде всего, абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение общего, повторяющегося, типичного. При этом, конечно, тоже нередко происходят ошибки, ведь представление о существенном может оказаться не более чем плодом нашей фантазии. Однако это в любом случае более высокий уровень познания, на котором мы имеем дело не просто с потоком разрозненных впечатлений, а с сущностью вещей и явлений.

Практически любое слово – это уже абстракция (за исключением звукоподражательных – ням-ням, уа-уа, вау и т.д.). Поэтому естественно, что мышление связано с языком – системой знаков с помощью которой мы передаем и храним информацию. Языки бывают разными: искусственными и естественными. Причем, язык – это не только наша речь, но и язык жестов, мимики, танца. Если говорить о речевой деятельности, то слово – это знак, имя вещи. Любое слово может иметь не один, а несколько смыслов, поэтому работа со словом – это занятие, требующее большого искусства. В противном случае неверное употребление слов приводит к ошибкам, недоразумениям и заблуждениям.

Мышление является опосредованным отражением. Оно формируется на основе уже полученных ранее сведений, знаний (знание, полученное из предшествующего, без обращения к опыту, называется выводным). Кроме того, это чаще всего представление о том, чего не было в чувственном опыте, ведь всего ощутить нельзя. Невозможно потрогать или увидеть долг, честь, совесть. Никто никогда не видел сущности, однако рассуждаем об этом и о многих иных подобных вещах мы весьма серьезно. И здесь нас подстерегают ошибки, но здесь же истоки нашего творчества.

Наконец, мышление всегда активно. Оно не только преобразует наши мысли о действительности, но изменяет и саму действительность. Употребление любого слова уже задает определенные параметры явлению. Не случайно в народе говорят: назови хоть горшком, только в печь не ставь.

В реальности чувственный и рациональный этапы познания тесно связаны между собой. Понимание схемы процесса познания важно для четкого представления не только о наших возможностях в этом процессе, но и для представления о тех границах, которые на этом пути существуют. Применительно к изучению формальной логики это означает, что любая мысль должна быть выражена четко, ясно и соответственно тому предмету, о котором она высказывается. А для этого очень важно чувствовать язык, с одной стороны, и знать приемы не только грамматики, но и логики, с другой.

 

Случайная новость