Понятие, суждение – логические формы, которые необходимы не сами по себе, а для того, чтобы с помощью них придти к новым выводам, новому знанию, не обращаясь к опыту, практике. Благодаря тому, что мы работаем не с самими предметами, а только с понятиями, их отражающими, сокращается путь познания, ведь многие выводы относительно действительности делаются лишь силой нашей мысли. Чтобы получаемое в результате мыслительных операций выводное знание оказалось соответствующим миру, в котором мы живем, чтобы оно не ввело нас в заблуждение, необходимо знать правила мышления, по которым оно получается. Эти правила рассматриваются в разделе логики, посвященном умозаключениям.
Под умозаключением понимают форму мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится с необходимостью или вероятностью новое суждение.
Умозаключение состоит из трех основных компонентов:
1) посылки – исходного суждения, из которого выводят новое знание;
2) вывода – логического перехода от посылок к заключению;
3) заключения – нового суждения, полученного выводным путем из посылок.
Чтобы из посылок можно было получить вывод, необходимо наличие содержательной связи между исходными суждениями. Если такой связи нет, то новое знание получить невозможно.
Иногда пытаются использовать квазисвязи между посылками, но тогда это уже не с умозаключение, а софизм. Пример такого софизма (Не путать с умозаключением!):
Ты имеешь все, что не потерял.
Ты не потерял рога.
Ты имеешь рога.
Для получения истинного выводного знания необходимо соблюдение трех правил:
1) наличие содержательной связи между посылками;
2) должны быть истинными исходные суждения;
3) соблюдение правила вывода.
Чтобы не ошибиться, можно проверить построенное умозаключение в соответствии со следующим правилом: если заменить заключение на противоречащее, то оно должно оказаться в противоречии и с посылками.
По характеру связи между знанием различной степени общности, выраженным в посылках и заключении, различают три вида умозаключений:
1) дедуктивные (переход осуществляется от общего знания к частному знанию);
2) индуктивные (переход от частного знания к общему);
3) умозаключения по аналогии (переход от частного знания к частному знанию).