Логика - доступно для всех

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

 НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ И ЕЁ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ.

Научной индукцией называется умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления.

Если в популярном объективном обобщении вывод опирается на повторяемость признака, то научная индукция не ограничивается такой простой констатацией, а систематически исследует само явление, которое рассматривается как сложное, состоящее из ряда относительно самостоятельных компонентов или обстоятельств.

Выводы научной индукции не только дают обобщенные знания, но и раскрывают причинную связь, что представляет особую ценность процесса познания.

ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ:

1) планомерный и методический отбор предметов для исследования;

2) установление их существенных свойств, необходимых для самих предметов;

3) раскрытие внутренней обусловленности этих свойств (признаков);

4) сопоставление полученных выводов с другими положениями науки в этой области.

Средства (приемы) исследования:

= наблюдение - без вмешательства в ход событий в явлении;

= научный эксперимент.

Научная индукция дает вывод высокой степени достоверности. Методом индукции устанавливаются в первую очередь причинно-следственные связи между явлениями. Наиболее употребительными являются следующие индуктивные методы установления причинно-следственных связей:

= метод сходства;

= метод различия;

= соединенный метод сходства и различия”

= метод отсутствующих измерений;

= метод остатков.

Метод сходства основан на сравнении двух и более обстоятельств, предшествующих явлению.

Суть метода сходства: если несколько случаев исследуемого явления возникают в различных условиях, но при наличии единственного общего обстоятельства, то это обстоятельство и есть причина данного явления.

Метод сходства применяется обычно при изучении явлений, которые наблюдаются в естественных условиях, но их нельзя проверить экспериментально. Он дает вероятные выводы.

Как повысить степень вероятности вывода?

1-е -  включить в рассмотрение максимальное количество случаев, постараться рассмотреть все возможные обстоятельства.

2-е - рассмотреть обстоятельства, значительно отличающиеся друг от друга, ибо чем больше различий между обстоятельствами, за исключением одного, тем больше степень вероятности.

Метод различия связан с экспериментом. Суть его выражена в следующем: если при одних и тех же условиях наличие какого-либо обстоятельства вызывает, а его отсутствие устраняет исследуемое явление, то это обстоятельство и есть причина данного явления.

Схема метода: при условии А, В, С, Д возникает явление а

                  при условии В, С, Д явление а отсутствует

 Обстоятельство А, по-видимому, есть причина явления а.

Метод различия дает более вероятный, по сравнению с методом сходства, а часто почти достоверный вывод.

Соединенный метод сходства и различия

Если в одном ряде случаев явление наступает в различных условиях, при наличии одного общего обстоятельства, а в другом ряде случаев то же явление не возникает в сходных условиях, но при отсутствии указанного обстоятельства, то это обстоятельство и составляет причину данного явления.

Метод сопутствующих изменений

Всякое явление, изменяющееся определенным образом в случае изменения предшествующего ему обстоятельства, есть либо следствие его, либо находится с ним в причинном отношении.

Метод остатков

Если из сложного явления, вызываемого рядом обстоятельств, вычесть изученную часть, зависящую от уже известных обстоятельств, то остаток этого явления будет следствием однотипных (еще не открытых обстоятельств).

Как правило, все рассмотренные методы применяются в различных сочетаниях, подкрепляя и дополняя друг друга.

Используя индуктивные методы следует помнить об ошибках, возникающих при индуктивном выводе. Наиболее характерные из них:

1) Поспешность обобщения.

Возникает, когда желаемое выдается за действительное.

2) Обобщение без достаточного основания.

Возникает, когда обобщают по случайным, нетипичным признакам, или при неоднородности исследуемых явлений, предметов.

3) Подмена причинной связи внешним порядком

Возникает, когда обычная последовательность каких-либо явлений во времени принимается за их причинную связь. Это ошибка по формуле “post hos ergo propter hoc” - после этого, следовательно, поэтому.

4) Подмена условного безусловным.

Возникает, когда забывают о зависимости того или иного положения от конкретных условий, и относительное выдают за безусловное.

 

 

Случайная новость