Логика, как наука, а также главные критерии и основные задачи формальной логики

Логика – это наука о закономерностях правильного мышления. Часто термин мы применяем, также говоря о закономерностях объективного мира (логика вещей) и когда характеризуем особенности последовательного поведения, свойственного определенному человеку и соответствующего его характеру, психологическим особенностям, типу нервной системы и т.д. (логика поведения). О логике также говорят применительно к самому мышлению, его последовательности, непротиворечивости, доказательности. Как видно даже из вышеизложенного термин «логика» является многозначным. Это не случайно. В переводе с древнегреческого logos означает слово, мысль, речь, разум, закономерность.

С логикой мышления интуитивно знаком каждый. Юмор многих ситуаций связан именно с тем, что люди чувствуют многозначное или неправильно употребленное слово и готовы посмеяться над этим, если, конечно, речь не идет о серьезных вещах и не затрагивает их интересов и не имеет далеко идущих последствий (В приемном покое медсестра, записывая данные, спрашивает жертву аварии:

– Женаты?

– Нет, нет, – вздрагивает он, – я просто попал под автомобиль).

Но одно дело чувствовать, а другое знать и понимать. Кстати, часто именно парадоксальная нелогичность мысли приводит человека к новым, нестандартным решениям и даже открытиям. Но еще чаще нелогичность приводит к ошибкам и заблуждениям, причины которых люди бывают не в состоянии обнаружить, хотя нередко смутно чувствуют, что что-то не так. Например, утверждение «я лгу» должно означать, что само оно ложно, но тогда совершенно очевидно, что и само это утверждение ложно, значит, я говорю правду? Дальше может последовать бесконечное рассуждение на тему «у попа была собака…». Значит, одной лишь интуитивной логикой можно обойтись не всегда. Нужно четкое представление о том, как можно и как нельзя мыслить. Для этого и существует наука логика как наука о закономерностях правильного мышления.

Может возникнуть вопрос, откуда у людей берутся представления о правильном мышлении? Что такое «правильный» применительно к мышлению? Очевидно, что наша мысль о мире должна соответствовать этому миру. Именно в этом случае она отражает мир таким, какой он есть на самом деле, помогает приспособиться к миру и даже извлечь из этого ощутимую пользу. Такое соответствие мыслей людей объективной действительности называют истиной.

 

Следует обратить внимание на то, что «истинный» и «правильный» – понятия далеко не всегда тождественные. Не вдаваясь в подробности различных вариантов понимания истины, можно отметить, что приведенное определение истины является наиболее распространенным и соответствующим нашему обыденному опыту и даже, в определенных границах, научному познанию. В данном случае речь идет о содержании наших мыслей, то есть о том, о чем мы говорим.

Человеку мало понять суть вещей, ему надо еще уметь выразить эту суть. Способ выражения будет относиться к форме мыслей людей. Форма – это в данном случае устойчивые способы выражения отношений, существующих в мире. Это может быть форма жестов, мимики, танца, грамматическая форма какого-то языка, логическая форма, в которой зафиксированы наиболее общие закономерности окружающего мира и т.д. К примеру, известно, что причина всегда предшествует следствию, а следствия без причины не бывает. О чем бы ни рассуждал человек, о физических явлениях, рыночных отношениях, особенностях погоды или обстоятельствах преступления, эта закономерность будет действовать обязательно. Именно к форме выражения содержания мыслей, чувств относится понятие «правильный». Оно означает соответствие правилам, а правила устанавливаются людьми. Конечно, они отражают, как было показано на примере с причинностью, закономерности мира. Но отражают в самом общем виде. Более того, форма может оторваться от содержания, и тогда можно столкнуться с демагогией, например, с внешне правильным соединением слов по законам грамматики и даже с последовательным соединением слов в предложения (в логике – суждения), не имеющим смысла, а значит и не соответствующим действительности.

Логика (о которой пойдет речь далее) и есть некая правильная форма наших высказываний, и в курсе логики эти правила как раз и рассматриваются. Поэтому она и называется формальной. Важно лишь не забывать о той разнице, которая существует между формой и содержанием наших мыслей, и не абсолютизировать эти правила, а корректировать их в соответствии с жизненными ситуациями, то есть с реальным содержанием жизни.

Различие между формой и содержанием можно рассмотреть на следующих примерах. Из двух суждений «Все люди смертны» и «Сократ –человек» любой без труда сделает вывод: следовательно «Сократ смертен». В этом умозаключении есть смысл, есть соответствие действительности и есть правильная форма, которую условно можно выразить следующим образом:

Все S (люди) есть P (обладают такой особенностью – умирать)

А (Сократ) – есть S (человек)

Следовательно А есть Р.

Все правильно и логично. Но если подставить в полученную форму другие значения:

Все лямзики хрюмкают

Зюслик – лямзик

Следовательно, зюслик хрюмкает.

По форме все абсолютно правильно, а содержания это высказывание лишено. До тех пор пока не появятся в фантазии ли писателя или в сценарии мультфильма вместо покемонов некие зюслики. Ничего нельзя будет сказать и об истинности, соответствии действительности полученного умозаключения, поскольку его содержание не выходит за рамки человеческой фантазии.

Рассмотрим еще примеры:

Зимой расцветают фиалки

Сейчас зима

Следовательно, сейчас расцветают фиалки.

Или еще:

Все люди пишут стихи

Сережа — человек

Следовательно, Сережа пишет стихи

Смысл в этих высказываниях есть. И фиалки, и зима, и мальчик, сочиняющий стихи – это реальности нашей жизни. Форма рассуждений тоже по видимости правильная. А вывод ложный, поскольку изначально, на входе, отталкиваются от неверной, не соответствующей действительности информации.

Поскольку содержание высказывания все же не безразлично для нашего мышления, то в логике существует понятие истинности и ложности суждений. Таким образом, бессмысленные высказывания могут быть логичными по форме (построены по законам логики) но при этом не иметь смысла. В этом опасность последующих ошибок: истинность вывода зависит от истинности посылок. Из этого следует вывод: одних только средств формальной логики недостаточно для достижения истины. Главным критерием обязательно становится наша практическая деятельность, в ходе которой формируются те представления, которые ложатся в основу суждений о мире, и проверяется истинность сделанных из них выводов. Однако в случае, когда обращение к практике невозможно приходится уповать лишь на силу мышления. И вот тогда без знания принципов правильного мышления не обойтись.

Формальнаялогика представляет собойучение оправильных способах рассуждения. Из этого вытекает что она, в первую очередь,выясняет, как должна быть построена мысль, и каким образом необходимо связывать мысли между собой, чтобы эта процедура привела человека не к заблуждению, а к истине,

Задачей формальной логики является выражение получаемой нами информации в правильной форме и извлечение из нее новых знаний с помощью законов мышления. Для этого формальная логика изучает абстрактное мышление и его основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

В задачи логики входит и исследование особенностей логических операций: классификации, определения, доказательства, опровержения и т.д.

 

Кроме того, формальная логикавыявляет типичные ошибки в наших рассуждениях, рассматривает их причины и предлагает способы их устранения.

 

Логика - доступно для всех