Понятие рассуждения и его характеристика, а также основные способы убеждения

Учение о рассуждении, о логическом выводе является ос­новой формальной логики. Убеждения присущи каждому чело­веку, они сопровождают его на протяжении всей жизни. С од­ной стороны, это достаточно устойчивая категория и многие люди сохраняют свои убеждения в неизменном виде, а кто-то легко расстается со своими убеждениями. Примеров в истории человечества достаточно. Сотни, тысячи, а иногда и миллионы людей удавалось убедить в том, что те или иные их действия приведут к искомому результату. И эти люди шли на любые лишения, безоговорочно ориентируясь на свои убеждения. Есть и противоположные примеры, когда люди с каким-то ожесто­ченным упорством не желают признавать простейшие истины. И тот, и другой результат достигается с помощью рассуждений по тому или иному вопросу. К рассуждению относится любое устное выступление, любая статья, зафиксированная на каком-либо носителе информации.

Рассуждение – это акт коммуникации, состоящий в плано­мерном преобразовании определенных структур языкового мышле­ния некоторого субъекта с целью изменения соответствующих структур другого субъекта.

В рассуждении выделяют:

  • наличие объекта, т. е. рассуждение о чем-то, предметность;
  • опора на запас знаний субъекта, его навыки, его психологи­ческие особенности, т. е. доступность, активность адресата, при­емлемость для него, учет его особенностей;
  • эвристичность, т. е. обнаружение новых неизвестных ха­рактеристик или обоснование сомнительных характеристик объекта, отсюда, доказательность, нацеленность, тезисность рассуждения;
  • информативность, т. е. приобретение новых знаний, ин­терес, новизна;
  • взаимодействие анализа и синтеза, т. е. соучастие в процессе мышления, ведение за своей логикой;
  • планомерность влияния на адресата.

Главными характеристиками рассуждений являются убе­дительность и доказательность:

  • недоказательная убедительность – характеристика рас­суждений, не удовлетворяющих логическим стандартам доказа­тельности, но, тем не менее, признаваемых приемлемыми в рамках некоторой теории или культурной парадигмы;
  • неубедительная доказательность – характеристика рассуж­дений, которые внешне удовлетворяют логическим стандартам доказательности и в то же время слишком сложны (запутанны, длинны) для того, чтобы субъект познания на данном уровне логической компетенции мог оценить их правильность;
  • убедительная доказательность – характеристика рассуж­дений, которые имеют доказательство с прозрачной, эффек­тивной структурой;
  • доказательная убедительность – характеристика рассуж­дения, в котором снижается сложность первоначального выс­казывания при помощи «локальных» преобразований его струк­туры и в результате доказательство исходного высказывания.

Основное требование к рассуждениям – это соблюдение фор­мально-логических законов и правил мышления.

Исследованием способов изменения убеждений занимает­ся теория аргументации. Приемы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, разнообразны и раз­нородны. Наиболее распространенные способы убеждения де­лятся на универсальные, применимые во всякой аудитории, и контекстуальные, эффективные лишь в некоторых аудиториях. К универсальным относятся эмпирические и теоретические ар­гументы, к контекстуальным – ссылки на традицию, здравый смысл и т. п.

Эмпирические способы аргументации опираются по пре­имуществу на опыт. Теоретическая аргументация основывается на рассуждении.

Эмпирические способы обоснования называются также под­тверждением.

Оно подразделяется на прямое и косвенное.

Прямое подтверждение – это непосредственное наблюде­ние тех явлений, событий, о которых говорится в проверяемом ут­верждении.

Косвенное подтверждение — это подтверждение в опыте логических следствий обосновываемого положения.

Прямое подтверждение возможно лишь в случае утвержде­ний о единичных объектах или ограниченных их совокупностях. Теоретические положения обычно касаются неограниченных множеств предметов.

В науке непосредственное наблюдение того, о чем гово­рится в проверяемом утверждении, редкость. Более важным и универсальным способом подтверждения является выведение из обосновываемого положения логических следствий и их пос­ледующая опытная проверка. Подтверждение следствий оцени­вается при этом как свидетельство в пользу истинности самого положения. Чем большее число следствий нашло подтвержде­ние, тем выше вероятность проверяемого утверждения. Поэто­му важно выводить из выдвигаемых и требующих надежной ос­новы положений как можно больше логических следствий с целью их проверки.

Способы теоретической аргументации разнообразны и разнородны. Один из них – это выполнение условия совмес­тимости.

Согласно условию совместимости обоснованное утверж­дение должно находиться в согласии с принятыми в рассмат­риваемой области общими положениями, принципами, кон­цепциями и т. п. Принцип простоты требует использовать при объяснении изучаемых явлений как можно меньше независи­мых допущений, которые должны быть возможно более про­стыми. Принцип привычности   рекомендует   избегать   неоправ­данных   новаций   и   стараться, насколько это возможно, объяс­нять новые явления с помощью известных законов.

Другим способом теоретического обоснования является ана­лиз утверждения с точки зрения возможности эмпирического его подтверждения и опровержения. Новые положения должны допускать принципиальную возможность опровержения и исполь­зования определенных процедур своего подтверждения.

Обоснование всегда носит системный характер. Включение нового положения в систему других положений, придающую устойчивость своим элементам, является одним из наиболее важ­ных способов в его обосновании. Подтверждение следствий, вы­текающих из теории, одновременно подкрепляет и саму теорию. Включив анализируемое положение в теорию, мы, тем самым, распространяем на него ту эмпирическую и теоретическую под­держку, какой обладает теория в целом. Поскольку теория сооб­щает входящим в нее утверждениям дополнительную поддерж­ку, совершенствование теории, укрепление ее эмпирической базы и прояснение ее общих, в том числе философских, предпосылок одновременно является вкладом в обоснование входящих в нее утверждений. К способам теоретического обоснования относится также проверка выдвинутого положения на приложимость его к широкому классу исследуемых объектов.

Объяснение и понимание являются универсальными операци­ями человеческого мышления, применимыми во всех областях.

Объяснениеэто рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее рассматриваемо­го факта или события.

Наиболее развитая форма научного объяснения – это объяснение на основе теоретических законов. Законы обеспечи­вают не только объяснение наблюдаемых фактов, но служат также средством предсказания новых, еще не наблюдавшихся фактов. Предсказание факта – это, как и объяснение, выведе­ние его из уже известного закона.

Другой операцией мышления является понимание, связан­ное с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Понимание – универсаль­ная операция. Как и объяснение, оно имеется во всех науках. Понимание разных вещей имеет разную ценность для человека. Поэтому понимание можно определить как оценку на основе некоторого образца, стандарта или правила. Если объяснить – значит вывести из имеющихся общих истин, то понять – зна­чит вывести из принятых общих ценностей.

Универсальная аргументация, о которой шла речь, не ис­черпывает всех способов. Контекстуальная аргументация может быть убедительной для тех, кто придерживается тех же верований, признает те же авторитеты или традиции и одновременно кажется неубедитель­ной для людей других убеждений, опирающихся на иные авто­ритеты и традиции.

Из всех контекстуальных аргументов наиболее распрост­ранен аргумент к традиции. Внимание людей к приводимым аргументам определяется теми традициями, которые они раз­деляют. Традиция имеет отчетливо выраженный описательно-оценочный характер. Она представляет собой анонимную, сти­хийно сложившуюся систему образцов, норм, правил и т. п., которой руководствуется в своем поведении достаточно боль­шая и устойчивая группа людей. Обращение к традиции для поддержки выдвигаемых положений – это обычный способ ар­гументации в обществах, где традиция и традиционализм ста­вятся если не выше разума, то, по меньшей мере, наравне с ним. Обращение к традиции – это обычный способ аргументации в морали. Повседневная жизнь во многом ориентируется на тра­дицию, и обращение к ней – это стандартный прием практи­ческой аргументации.

Аргумент к авторитету – это ссылка на мнение или дей­ствие лица, признанного в данной области своими суждениями или поступками.

Ссылка на авторитет, на сказанное или написанное кем-то не относится к универсальным способам обоснования. Авто­ритеты нужны, в том числе в научной   сфере.   Возможности   от­дельного   человека   ограничены,   он  не   в

состоянии все самосто­ятельно проверить и проанализировать. Но полагаться на мне­ния и рассуждения других людей нужно не потому, что это сказал именно этот человек, а потому, что сказанное является правильным.

Здравый смысл можно охарактеризовать примерно как общее, присущее каждому человеку чувство истины и справед­ливости, приобретенное жизненным опытом. Здравый смысл проявляется в рассуждениях о правильном и неправильном и применяется он в общественных и практических делах. С изме­нением общественной жизни меняется и представление о здра­вом смысле.

Интуицию определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции характерны неожиданность, неверостность, неосоз­нанность ведущего к ней пути. Она всегда является результатом большой предварительной работы ума и души человека. В этом смысле интуитивное познание доступно лишь людям одарен­ным, трудолюбивым и целеустремленным.

Вера – это глубокое, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого-либо положения.

Она всегда субъективна. Человек принимает какие-то по­ложения за доказанные без обсуждения.

Аргументация к вкусу – это обращение к чувству вкуса, име­ющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выд­винутого положения.

 

Вкус касается только совершенства каких-то вещей и опи­рается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. Вкус – это не простое своеобразие подхода человека к оцениваемо­му им явлению. Вкус всегда претендует на общую значимость. Это проявляется чаще всего в феномене моды, тесно связан­ном со вкусом. Мода касается быстро меняющихся вещей, яв­лений и воплощает в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения.

 

Логика - доступно для всех