По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс «великий русский писатель А.Н.Островский») , общие (число элементов больше 1 «автомобиль, государство»), универсальные (объем которых равен универсальному классу «натуральные числа»), пустые или с 0-вым объемом (объем этих понятий — пустое множество «Бог, дед Мороз и т.п.»).
По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях подразумевается какой-либо предмет целиком «дом, свидетель»), абстрактные (в них мыслится не целый предмет, а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета «белизна, честность»), относительными (существование одного предмета невозможно без существования другого «ученик-учитель, дети-родители»), безотносительные (предметы, существующие самостоятельно «дом, человек»), положительные (характеризуют наличие в предмете какого-либо качества или отношения «грамотный человек, отстающий ученик»), отрицательные (означают то, что указанное качество отсутствует в предмете «некрасивый постубок, ненормальный человек»), собирательные (когда группа однородных предметов мыслится как единое целое «полк, стая»), несобирательные (можно отнести к каждому предмету данного класса «дом, река»).
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.
Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.
Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.
Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.
Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).
Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.
Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.
Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Содержание понятия – это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.