По степени общности в отношении к обсуждаемой проблеме вопросы делятся на общие и частные. К общим вопросам относится, скажем, такой: «Настаиваете ли Вы после всего сказанного на своей точке зрения?» Частым можно считать вопрос: «Уточните, пожалуйста, Ваш последний аргумент». Предметом общего вопроса может быть тезис доказательства в целом либо связанные с ним иные объекты информационного интереса: основные аргументы, формы демонстрации и др. Предметами частных вопросов могут служить дополнительные тезисы и аргументы, а также сопутствующие им объекты.
По характеру предмета вопроса класс вопросов делится на следующие: «кто» — вопросы или «что» — вопросы об объекте, «какой» — вопросы о качественных или «сколько» — вопросы о количественных характеристиках объекта, «когда» — вопросы о времени, «где» — вопросы о месте и «почему» — вопросы о причине события. По характеру объема вопросы делятся на дихотомические «ли» — вопросы, предполагающие два варианта ответа: «да» или «нет», поливариантные, допускающие в качестве ответа множество альтернатив. Поливариантные вопросы могут быть определенными или неопределенными по объему. Определенные по объему вопросы допускают лишь строго установленное, конечное число альтернативных ответов: «В котором часу в этот день Вы видели его в последний раз?» К вопросам с неопределенным объемом обычно относят казуальные вопросы: «Почему Вы настаиваете на очевидно неверных положениях?» По характеру содержания вопросы бывают строгими и размытыми. Строгие по содержанию вопросы предполагают ясно определенную (возможно, и ложную) пресуппозицию: «Перестанете ли Вы, наконец, лгать?». Здесь пресуппозиция: «Вы даете ложную информацию» ясно определена. Вопрос: «Что можно понять из всего этого?» имеет явно размытую пресуппозицию. На вопросы с неопределенным объемом и размытым содержанием обычно нельзя сформулировать однозначный ответ. Часто его и не требует спрашивающий. Вопросы, на которые не предполагается ответ, называют риторическими.
По синтаксической структуре вопросы делятся на простые и сложные. Простые вопросы не содержат в себе в качестве элемента подвопрос. Сложные вопросы состоят из нескольких простых и классифицируются на условные: «Если это преступление, то каковы его мотивы?»; объединенные: «Вы были вчера в такое-то время в таком-то месте?» и альтернативные: «Кто же прав из них — он или она?».
По характеру связи с проблемой обсуждения и защищаемым тезисом доказательства вопросы делятся на основные и дополнительные. Основные вопросы касаются всей проблемы или тезиса в целом: «Что Вы можете сказать об известных Вам обстоятельствах данного дела?» Дополнительные вопросы затрагивают лишь определенную часть тезиса или поля его аргументации в качестве примера вопроса. По целевому предназначению вопросы могут быть обобщающими: «Что можно заключить из приведенных Вами фактов?», конкретизирующими: «Что следует из Вашего предположения?», напоминающими: «Разве Вы уже не говорили об этом?», детализирующими: «В каком месте Вы стояли, когда это произошло?», изобличающими: «Не кажется ли Вам, что Вы в представленной аргументации приходите к противоречию?». Часто в процессе диалога спрашивающий задает вопрос, об ответе на который он прекрасно осведомлен. Такие вопросы называются контрольными.
По функциональной предназначенности вопросы делятся на формальные и информативные. К формальным вопросам относятся вопросы о соблюдении регламента диалога: «Сколько времени мы отведем для основного доклада?»; логико-функциональные вопросы, контролирующие логику ведения спора: «Нельзя ли более доказательно представить данное положение?»; этико-функциональные вопросы: «Нельзя ли воздержаться от софистических упражнений и резонерства (нравоучительного тона)?»; регламентирующие нравственные принципы и регулятивы поведения участников обсуждения. Информативные вопросы могут быть открытого и закрытого типа. Открытые вопросы функционально предназначены для получения новой информации по теме обсуждения, которая, предположительно, имеется, но не прозвучала пока в процессе диалога. Они могут касаться как тезиса в целом, так и элементов поля его аргументации, если приводят к принципиально новой, дополняющей информации: «Располагаете ли Вы другими доводами, не связанными с уже изложенными и подвергнутыми острой критике?». Закрытые вопросы, обращенные к анализу информации, уже прозвучавшей в ходе обсуждения и функционально предназначенные для ее уточнения: «Вспомните, когда точно Вы встретили его вчера вечером?». К функционально-информативным следует отнести также оперативно-тактические вопросы: контрольные, внезапные, выжидательные, условные, наводящие, косвенные и оперативно-психологические вопросы: контактные, снимающие напряжение, усиливающие эмоциональную напряженность или волевую мотивацию принятия решения. Пример вопроса последнего типа: «Вы отдаете себе отчет о возможных последствиях молчания?».
Каждому вопросу соответствует множество непосредственно, но альтернативно отвечающих на него утверждений. Такое множество утверждений образует, как было уже сказано, объем вопроса. В реальности элемент этого множества может быть либо истинным, либо ложным, но в любом случае он обладает тем свойством, что сообщает спрашивающему только такие сведения, которые тот хочет получить. Будем называть каждое утверждение рассматриваемого множества прямым ответом на вопрос. Например, на вопрос: «Какова температура замерзания воды по Цельсию при нормальных условиях» можно считать прямым ответом как истинное утверждение: «Температура замерзания воды при нормальных условиях 0°С», так и ложное утверждение: «Температура замерзания воды при нормальных условиях 32°С». С другой стороны, ответ: «Температура замерзания воды при нормальных условиях 320 F (по Фаренгейту)» не является прямым ответом на заданный вопрос, так как непосредственно не содержится в объеме вопроса. Спрашивающему при таком ответе предстоит еще провести некоторую работу по соотнесению шкалы температур Цельсия и Фаренгейта, чтобы получить ответ в прямой форме. Этот тип ответа назовем косвенным. Наконец, ответ: «Все зависит от того, что считать нормальными условиями» не является ни прямым, ни косвенным ответом на заданный вопрос. Такие ответы на вопрос называются уклончивыми. Различают также истинные и ложные ответы, утвердительные и отрицательные ответы, категорические (безусловные) и условные ответы, возможные и противоречивые (невозможные) ответы. Если ответ на вопрос не связан с предметом или содержанием последнего, он расценивается как ответ не по существу вопроса. Кроме того, различают ответы позитивные, содержащие стремление разобраться в существе вопроса, и негативные, выражающие отказ отвечать на вопрос по определенным соображениям: нелояльность постановки вопроса, некомпетентность в вопросе отвечающего и т.п.
По оперативно-тактическим или психологическим основаниям полемист иногда стремится уйти от прямого ответа, особенно когда он испытывает затруднения в его поиске. В таком случае иногда прямой ответ подменяется оценочным: «Мне Ваш вопрос не понятен» или «И Вы считаете этот вопрос уместным?» Часто в споре используется прием ответа вопросом на вопрос. Последний оценочный ответ из этого разряда. Другой пример: «А как бы Вы ответили на свой вопрос?». Если спрашивающий начинает отвечать на встречный вопрос, уловка удалась. Использование встречных вопросов в роли ответов полезно в споре.