Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Мы уже говорили, что познавая окружающую действительность, человек приобретает новые знания. Некоторые из них - непосредственно, при помощи органов чувств и приборов; другие же - с помощью абстрактного мышления, опосредованно, путем умозаключений.
Умозаключение - форма мышления или умственное действие, посредством которого из одного или нескольких связанных суждений выводится новое суждение. Структура любого умозаключения включает три элемента:
Ø посылки - суждения, содержащие исходное, уже имеющееся, знание;
Ø заключение - вновь полученное суждение, содержащее новое знание;
Ø обосновывающее знание - знание, объясняющее правомерность перехода от посылок к заключению (правила умозаключения).
Отношение логического следования (вывода) между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если такой связи нет, то вывод из них невозможен. Например, из суждений «Кошка черная» и «Свидетель обязан давать правдивые показания» нельзя получить заключения, так как эти суждения не имеют общего содержания и, следовательно, логически не связаны друг с другом.
При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий:
1) если истинными являются исходные суждения - посылки;
2) если соблюдаются правила вывода, которые обусловливают формальную правильность умозаключения.
Если нарушается первое условие, то говорят, что «заключение делается из ложных посылок». Например, в умозаключении «Все люди - злы, а Н. - человек, следовательно Н. - злой» заключение - ложно, так как большая посылка является ложной.
Если нарушается второе условие, то говорят, что истинное заключение «не вытекает из данных посылок» («не следует»). Например, в умозаключении «Все люди не имеют крыльев. Собака не имеет крыльев. Следовательно, она - человек» обе посылки истинные, но из них не следует истинное заключение.