Индукция как метод познания. Индуктивные умозаключения.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, т.е. при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. Таким образом, индукция не гарантирует достижение истины, а лишь «наводит» на нее, т.е. помогает искать истину.

 Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Непосредственной основой индукции является повторяемость явлений реальной действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, приходим к выводу о том, что эти черты присущи всем предметам этого класса. По характеру вывода различают следующие основные группы индуктивных умозаключений:

1. Полная индукция — такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса. Полная индукция дает достоверные выводы, в силу чего она широко используется в качестве доказательства в научном исследовании.

2. Неполная индукция — такое умозаключение, в котором общий вывод получают из посылок, не охватывающих всех предметов данного класса. Различают два вида неполной индукции: популярную, или индукцию через простое перечисление. Она представляет собой умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению; научную, т. е. умозаключение, в котором общий вывод о всех предметах класса делается на основании знания о необходимых признаках или причинных связях у части предметов данного класса. Научная индукция может давать не только вероятностные, но и достоверные выводы.

Пример умозаключения по полной индукции:

Сентябрь 1961 года в Красноярске был серым, холодным и дождливым.

Октябрь тоже.

Ноябрь тоже.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Следовательно, осень 1961 года в Красноярске была серой, холодной и дождливой.

Полная индукция — такой вид индуктивного вывода, в котором общий вывод базируется на знании о всех без исключения предметов изучаемого класса, и поэтому заключение здесь — категорическое суждение, причем предикат посылок и заключения, как и вообще во всех индуктивных выводах, один и тот же.

Но в реальном человеческом познании полная индукция занимает все же незначительное место, так как с полным набором случаев человек в силу ограниченности своего существования во времени и пространстве, как правило, не имеет дела, довольствуясь не всеми предметами класса, а лишь частью их.

Поэтому мышление с необходимостью обращается к неполной индукции, в которой общее заключение делают на основании знания не о всех предметах класса, а о некоторой части их. При этом непременным условием неполной индукции (как и всех индуктивных умозаключений) является отсутствие противоречащих случаев.

Примером неполной индукции через простое перечисление при отсутствии противоречащих случаев может служить следующий ход мысли:

Железо — электропроводно.

Медь — электропроводна.

Золото — электропроводно.

Платина — электропроводна.

Следовательно, все металлы — электропроводны.

Схема:

S1 есть Р,

S2 есть Р,

Sп есть Р.

S1, S2, …, Sп — представители класса S.

Следовательно, все S есть Р.

Выводы по неполной индукции всегда носят вероятностный характер.

 

Логика - доступно для всех