Понятия как форма мышления. Образование понятий.

Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. 

Признак предмета – это то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют отдельный предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство также рассматривается как его признак. Любой предмет имеет множество различных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов, являются общими. Кроме индивидуальных (единичных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные. Существенные признаки – это признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражающие его сущность. 
Несущественные признаки – признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности. Существенные признаки в свою очередь делятся на общие и единичные. Понятия, которые отражают множество предметов, включают общие существенные признаки. 
Понятие, отражающее один предмет, наряду с общими существенными признаками включает единичные признаки. Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий, представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять здание вообще. 
Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например, Военного Университета в районе Лефортово. Понятие лишено наглядности. 
Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья. 
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. 
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, военная наука сформировала такие понятия, как «наступление», «оборона», «атака»; правовые науки – «преступление», «неосторожность», «дееспособность» и др. Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяю глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание. 
Составить понятие о предмете  означает, прежде всего, умение отличить его от других сходных с ним предметов. Для этих целей логика использует операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Сравнение — логический прием, при помощи которого устанавливается сходство или различие предметов действительности.

Анализ — мысленное расчленение предмета на составные части.

Синтез — мысленное соединение составных частей предмета.

Абстрагирование — процесс отвлечения от свойств и отношений изучаемых предметов с целью более детального изучения интересующих исследователя особенностей изучаемого предмета.

Обобщение — переход от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-либо свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам.

Итогом применения перечисленных операций является образование одной из основных форм абстрактного мышления — понятия.

 

Логика - доступно для всех