Детский сад – первое и самое главное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. Результаты исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.Сейчас у педагогов и психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого и, что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста и тяжесть нарушения в развитии ребенка.
Именно поэтому исследование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста обусловленное дизартртией,)
Нередко говорят: а что важнее, что первичнее – общение или мышление? Наверное, так ставить вопрос нельзя: эти две функции языка обуславливают друг друга. Говорить – значит выражать свои мысли. Но, с другой стороны, сами эти мысли формируются у нас в голове с помощью языка. А если вспомнить о том, что в среде животных язык – «уже» используется для коммуникации, а мышления как такового здесь «еще нет»,то прийти к выводу о первичности коммуникативной функции. Но лучше сказать так: коммуникативная функция воспитывает «возвращает» мыслительную.
Мысль человека при своем рождении опирается не только на универсальные содержательные категории и структуры, но и на категории и единицы конкретного языка. Но это не значит, что кроме словесного мышления, не существует иных форм разумной деятельности.
Но основная форма мышления, объединяющая всех моделей в подавляющем большинстве жизненных ситуаций, это, конечно же, мышление языковое, словесное. На высших ступенях оформления мысли мышление принимает формы внутренней речи. Мысль формулируется в речи (внешней), и не только формулируется, но и формируется в речи (внутренней), в языковых звуковых системах.
Языкознание также проявляет интерес к мышлению, оно исследует соотношение слова и понятия, предложения и суждения, роль языковых средства в передаче смысла, содержания мысли, как языковые средства в процессе кодового перехода мысли на языковые знаки и структуры формируют мысль, делают ее пригодной для понимания другими людьми.
Сравнивая речь и мышление, все же обычно признают, что мысль шире речи, разнообразнее ее. Однако в каких-то отношениях речь оказывается шире мысли, богаче возможностями: она передает не только сухое понятийное содержание интеллектуального мира, но и мир эмоций, оживляющих и обогащающих мысль; речь обладает выразительностью, достигаемой с помощью голоса, пауз, фразовых ударений, тропов и фигур, жестов и мимики; наконец речь нормативна, она подчиняется строгим правилам языка, может быть подвергнута анализу и оценке.
Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры.
Система дидактических для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу. Как практическую, игровую. Это повышает его умственную активность.
В д/и формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном влзрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта.
Характеристика феномена логического мышления.
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, ребенок приобретает ряд новых знаний. Которые должны составлять основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы. Таким образом, рассматривая развитие мышления дошкольника, следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса – изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности у ребенка.
Высшей ступенью развития мышления является – логическое мышление. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Логические операции имеют существенное значение для самого процесса формирования образа уже у детей 3-5 лет
Особенностью логического мышления является искание и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира.
Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
С помощью дидактической игры дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии поставленной задачи. Подводя итог делаем вывод что Логика является неотъемлемой частью для Логопедов.