Логика - доступно для всех

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Логическая культура мышления

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Культура мышления как определенный уровень развития мыслительных способностей человека зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем минимумом, без которого вообще невозможна культура мышления.

В практике человеческого мышления законы формальной логики действуют не изолированно, а во взаимосвязи. Если нарушается требование одного какого-либо закона, становится невозможным и применение другого. Так, нарушение требований закона тождества ведет к невозможности применения закона непротиворечия.

Знание основных законов и применение их в мыслительной деятельности имеет исключительно важное значение для повышения логической культуры мышления. Однако учение об основных законах представляет собой лишь один из разделов формальной логики. Логическая культура мышления, сверх этого, включает в себя знание и умение оперировать понятиями, правильно формулировать вопросы и ответы, делать утверждения и умозаключения, доказывать истинные суждения и опровергать ложные. Теоретическое решение этих вопросов входит в задачу других разделов формальной логики. Изучение формальной логики во всей ее полноте является необходимым условием всестороннего развития логической культуры мышления человека.

Формальная логика является важнейшей составляющей духовной культуры. Ее достижения используются при осмыслении различных областей человеческой деятельности, широко применяются в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и других науках. Разделы логики являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математики, теории информации, а также методологической основой познания и общения.

Вместе с тем существует обыденное мнение, принижающее значение логики. Некоторые люди считают, будто бы логическое знание несущественно, так как человек может мыслить правильно и без специальных знаний. Возражая против такого подхода, приведем ряд принципиальных соображений.

Люди способны мыслить логично, не зная логики и ее законов, подобно тому, как они могут правильно говорить, не зная алфавита и правил грамматики. Это связано с тем, что мир, который отражается в нашем мышлении, логичен сам по себе. Харламов И.Ф. Вопросы совершенствования вузовского обучения.

Однако это вовсе не исключает возможных логических ошибок. А ошибки в мыслях порождают ошибки в практических делах. Ошибки в практических делах приводят к искаженному конечному результату. Поэтому для современного специалиста стихийной правильности мышления явно недостаточно. Он должен научиться контролировать мышление со стороны его формы, сознательно управлять этим процессом: проверять его правильность, предупреждать возникновение логических ошибок, а также находить их и исправлять. В этом смысле значение формальной логики, несомненно велико.

Логика является одной из общеобразовательных гуманитарных наук. Эту дисциплину изучают наряду с философией, этикой, эстетикой и другими дисциплинами, направленными на формирование мировоззрения подрастающих поколений. Мышление человека, как известно, выступает предметом изучения многих дисциплин. Логика анализирует наше мышление в процессе его познания.

Эта особенность логики отличает ее от других наук, изучающих мышление человека, таких как физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, педагогика, психология и др. Логика как наука существует уже более двух с половиной тысяч лет, она возникла вместе с философией. В настоящее время бурно развивается один из разделов формальной логики - так называемая математическая, или символическая, логика. Данную науку многие ученые критиковали за ее формализм, за то, что она практически не анализирует содержание наших мыслей, обращая внимание лишь на их форму. Некоторые ученые (например Кант) предлагали даже реформировать ее с целью внесения в предметную область и содержание наших мыслей. Известно, что Кант обосновал так называемую трансцендентальную логику, которая как раз и отвечала этим требованиям. Но эта логика не получила широкого распространения в силу ряда причин, которые должны быть предметом специального исследования.

Мышление или культура мышления не дается человеку вместе с рождением. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Поэтому изучение логики есть непосредственное приобщение к общему полю культуры человека, в узком смысле - к культуре межличностных взаимоотношений. С нашей точки зрения, изучение форм и законов правильного мышления должно стать необходимым элементом социализации человека.

Принято считать, что культура мышления, способность непротиворечиво рассуждать и выявлять ошибки в умозаключениях оппонентов особенно важны для сферы юриспруденции. Недаром практически во все времена логику изучали именно студенты юридических вузов, тогда как на других факультетах эту дисциплину то включали в программу, то исключали. Вероятно, сказывалась политическая и идеологическая ситуация в нашей стране. Но нам представляется, что логика должна стать предметом изучения всех без исключения студентов и учащихся. Она должна стать действительно орудием познания, как об этом в свое время мечтали Аристотель и Ф. Бэкон. Такая же задача стоит перед современными педагогами, занимающимися формированием сознания подрастающих поколений.

Логика как наука, обучающая культуре мышления, выступает в качестве необходимого условия правильного усвоения студентами учебного материала. Не секрет, что многие молодые люди не умеют формулировать свои мысли, адекватно выражать содержание своего сознания. В то же время именно людям, обучающимся в высших учебных заведениях, важно грамотно и непротиворечиво рассуждать и излагать свои мысли. Они постоянно сталкиваются с необходимостью выступать с докладами, рефератами, отвечать на вопросы на семинарских занятиях, экзаменах и т.д.

Диалектическая и формальная логика: современная логика представляет собой две взаимосвязанные и вместе с тем относительно самостоятельные науки - диалектическую логику и формальную логику. Обе логические дисциплины имеют один объект изучения - мышление. Поэтому правильное понимание диалектической и формальной логики исключает как их противопоставление, так и отождествление.

Диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления. Она исследует мыслительные формы в их возникновении, развитии и взаимосвязи. Изучая законы развития человеческого мышления, диалектическая логика формирует соответствующие им методологические принципы и требования. Важнейшими из них являются: 1) требование объективности и всесторонности изучения предмета; 2) раздвоение единого на противоположности; 3) восхождение от абстрактного к конкретному; 4) принцип историзма; 5) принцип единства исторического и логического.

Данные принципы и требования в своей совокупности выступают содержанием культуры мышления на уровне диалектической логики как диалектической культуры мышления, которая представляет собой высокую степень развития мыслительных способностей человека*.

Однако для овладения требованиями и принципами диалектической логики требуется и безупречное знание формальной логики. Законы и правила последней представляют собой тот минимум, без которого невозможна логическая культура мышления.

В настоящее время термин «логика» используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.

Логика - одна из самых древних наук. Зародилась в Древней Индии и Древней Греции, логика первоначально не являлась самостоятельной наукой. Она была подчинена риторике (искусству красноречия) и служила средством убеждения слушателей во время состязаний в ораторском искусстве. Основателем логики как науки считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который в своих трудах анализировал основные формы мышления, уделяя особое внимание получению правильного вывода из принятых за истину исходных посылок. Логическое учение Аристотеля в дальнейшем было положено в основу формальной логики, которую определяют как науку о законах и формах правильного мышления. Овладение формальной логикой дает возможность сознательного применения логических законов и повышения уровня логической культуры мышления, а, следовательно, и общей культуры человека. Знание логики является условием правильного построения довольно сложных рассуждений (например, доказательств научных тезисов). Оно позволяет не допускать логических ошибок в рассуждениях Свойства и законы логики :логику интересует главным образом вопрос о наиболее общих свойствах правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности), выступающих, в свою очередь, содержанием основных законов логики, выражающих эти наиболее общие свойства. Правильное мышление как показатель развития культуры мышления характеризуется такими чертами, как определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность.

Определенное мышление есть мышление ясное, точное, свободное от двусмысленности. Непротиворечивое и последовательное мышление - это мышление, не допускающее противоречий, нарушающих связь между мыслями. Доказательное мышление - это мышление обоснованное, то есть не только формулирующее истину, но и указывающее основания, по которым она признана истиной. Необходимым условием правильности мышления, а следовательно, его определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности является строгое соблюдение требований основных законов логики - закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Основными эти законы называются потому, что они выражают наиболее общие и необходимые условия не только логической правильности каждой конкретной связи между различными формами мышления, но и самой возможности мышления как познавательной деятельности.