Процесс образования понятий

Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности. В логике выделяются следующие правила. Во-первых, определение должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем. Несоблюдение этого правила ведет к логической ошибке «несоразмерности определения», которая имеет две разновидности.

а) Слишком широкое определение: например, «Логика — наука о мышлении», где трудно отличить логику от психологии, физиологии, философии, которые тоже изучают мышление,

 

б) Слишком узкое определение: например, » Логика — наука о формах мышления», где не учитывается, что формы мышления это только часть предмета логики. Во-вторых, определение не должно заключать в себе круга. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется » тавтология «, когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое. Например, «Свет есть световое движение светящихся тел». В-третьих, определение должно быть четким, ясным. Нарушение этого правила ведет к двусмысленности определений. Например, «Жизнелюб — это человек, который любит сам пожить и другим не мешает» В-четвертых, определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая при этом, чем он является. Таково, например, определение «Логика -это не социология». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется (например, «Антипатия — это чувство неприязни, нерасположения»). В-пятых, нельзя допускать логические противоречия в самом определении. Так, например, понятия «отстающий» и «примерный» не могут быть применены для характеристики одного и того же студента, ибо они логически противоречивы. Следовательно, учет правил определения понятий помогает человеку совершенствовать логику рассуждений, избегать логических ошибок в его деятельности.

 

Логика - доступно для всех