Основная задача логического анализа языка состоит в том, чтобы выяснить, как язык может выполнять функцию средства познания. Слова и словосочетания языка соотносятся с предметами, свойствами, отношениями действительности, т.е. являются их представителями в нашем сознании, выполняют роль их знаков. Задача логики – установить способы и характер связи выражений (элементов языка) с объектами действительности.
Таким образом, логика изучает не только формы и закономерности мышления, но и язык как знаковую систему.
Язык – это система знаков, служащая для хранения и передачи информации.
Различают языки следующих видов:
— естественные – это открытые, саморазвивающиеся системы (русский, английский, китайский и т.д.);
— искусственные – закрытые системы (языки наук, языки программирования и т.д.).
Изучением языка как знаковой системы занимается наука семиотика, включающая в себя такие разделы, как:
— синтаксис – теория отношений одного знака к другому, т.е. теория соединения знаков в комплексы знаков, используемых в общении;
— семантика – теория, изучающая отношение знака к его значению и смыслу;
— прагматика – теория, описывающая способы использования знаков носителями языка.
Для решения тех задач логики, которые относятся к анализу языка, необходимо выяснить общие характеристики, специфику различных видов и принципы употребления знаков.
Наиболее общепринято определение знака, данное в «Философском энциклопедическом словаре»:
Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения.
Предметное значение знака – это замещаемый объект. Подобным объектом могут быть предметы, в широком смысле слова – все, что способно стать объектом мысли, все, о чем можно что-либо утверждать или отрицать. В этом качестве могут выступать и характеристики предметов. Вообще предметные значения знаков многообразны. Иногда даже трудно установить, каковы они для тех или иных видов знаков. В частности, это относится к предложениям. С большой степенью условности в логике считается, что предметными значениями повествовательных предложений являются такие абстрактные объекты, как истина и ложь. Имеется в виду, что повествовательное предложение указывает на наличие определенной информации (истинной или ложной), относящейся к некоторой области действительности. Вопросительные предложения представляют ситуации, в которых, наоборот, наблюдается недостаток определенной информации и потребность иметь ее. Побудительные же предложения являются знаками наших желаний, стремлений, потребностей.
В качестве предметных значений знаков могут выступать и воображаемые предметы: мировой эфир, вечный двигатель, русалка, леший, НЛО и т.п. Знаки, обозначающие подобные предметы, часто называют знаками-фикциями. Однако они являются фиктивными (лишенными предметных значений), когда претендуют на обозначение реально существующих предметов. Но едва ли их можно характеризовать как фикции при обозначении объектов воображаемых миров: мира сказок, легенд, романов и т.д.
Не лишены предметных значений и такие знаки, которые хотя и обозначают нечто, не существующее в действительности, но используются в научном обиходе для определенных целей (меридиан, вектор, число, абсолютно упругая жидкость и т.п.).
Предметное значение – основная характеристика знака. Другой существенной характеристикой знака является его смысл.
Смысл знака – это отличительная совокупность черт, свойств (признаков) объекта, который представляет знак.
Иначе – это связанная со знаком информация о предмете, которая достаточна именно для мысленного выделения этого предмета. Так, смыслу слова «Луна» соответствует характеристика «естественный спутник Земли». Для слова «глагол» — это «слово, обозначающее действие». Для «треугольника» — это «плоская, замкнутая, ограниченная тремя сторонами фигура».
По поводу наличия у знаков смысла в логике существуют разные точки зрения. Г. Фреге и А. Чёрч полагают, что все знаки имеют смысл. Отечественный исследователь Е. К. Войшвилло придерживается иной точки зрения. Он различает собственные и приданные смыслы знаков. Смысл знака называется собственным, если характеристика обозначаемых им объектов выражена в самой структуре знака. Смысл знака считается приданным, если эта характеристика принята по соглашению (или стихийно) в некотором сообществе. Однако некоторые знаки не имеют ни собственного, ни приданного смысла.
Пример. Выражение «Город, являющийся столицей России» имеет собственный смысл. Знаки «Луна», «Земля», «Москва», «ромб» не имеют собственного смысла. Знаки «болезнь», «игра», по крайней мере, до настоящего времени не имеют ни собственного, ни приданного смысла. Ученые-медики не смогли найти совокупность характеристик болезни, отличающую последнюю от тех или иных анатомических или функциональных отклонений организма человека от нормы, которые врачи не склонны называть болезнью. Не удается также пока найти ответ на вопрос, что такое игра, т.е. определить этот термин. Однако «не иметь смысла» для знака вовсе не означает «быть бессмысленным».
По мнению Е.К. Войшвилло, представление о наличии у каждого знака смысла возникло вследствие того, что не различаются понятия «смысл» и «смысловое содержание». Смысловое содержание знака представляет собой некую совокупность сведений (знаний) о предметах, обозначаемых данным словом. Смысл, когда он имеется (сформулирован), — это часть смыслового содержания знака, но не всегда наличие смыслового содержания означает наличие смысла. Особенность смысла знака состоит в том, что он однозначно указывает на предмет, выделяет его. Тогда как отнюдь не всякое смысловое содержание некоторого слова достаточно для того, чтобы отличить обозначаемые им предметы от других.