В практике мышления, например, в процессе научного познания, нередко возникает необходимость двигаться от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, т.е. от вида к роду. Такая логическая операция называется обобщением понятий. Понятие «число» вначале охватывало лишь целые числа. Позднее под это понятие стали подводить дробные, отрицательные, иррациональные, комплексные величины. Произошло обобщение понятия «число»: «целое число» — «число». Цепочка понятий «роза» — «цветок» — «растение» — «живой организм» также демонстрирует операцию обобщения.
Обобщение является правильным в том случае, если мысль движется от видового понятия к родовому. Оно может осуществляться несколькими способами.
Традиционный способ обобщения:
Пример. «Человек такой, что он студент и отличник» — «человек такой, что он студент».
Дизъюнктивный способ:
Пример. «Студент» — «студент или школьник».
Введение существования:
Пример. «Студент такой, что изучает логику» — «студент такой, что изучает некоторые науки».
Удаление всеобщности:
Пример. «Человек, который всего боится» — «человек, который боится темноты».
Операция, обратная обобщению, называется ограничением.