Общее понятие о заключении. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Виды умозаключения: дедуктивный, индуктивный, по аналогии. Логически необходимые и вероятные (правдоподобные) умозаключения.
Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных умозаключениях. Различные формы дедуктивных умозаключений.
Выводы из категорических суждений а) непосредственные умозаключения. Выводы посредством преобразования суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.
Выводы на основе истинностных отношений по логическому квадрату.
б) Категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур.
Индуктивные умозаключения. Понятие умозаключения. Связь индукции с опытными обобщения. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция, популярная и научная индукция.
Статистические обобщения. Понятие о популяции, образце и частоте признака. Индуктивная природа статистических обобщений. Статистическая генерализация и статистический прогноз.
Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания.
Умозаключение по аналогии. Аналогия как умозаключение и его структура. Виды умозаключений по аналогии.
Роль выводов по аналогии в познания. Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике. Эвристическая и экспликативная функция выводов по аналогии в процессе познания и обучения.
При освоении данной темы следует уяснить, что речь идет о логической форме получения выводных знаний – умозаключений, посредством которой из двух и более суждений с необходимостью выводится новое суждение. Суждения, из которых выводится новое суждение называется посылками, новое суждение, полученное логическим путем из посылок, называется заключением. Дополнительную информацию по этой теме можно получить из источников, обозначенных в списке литературы. Существенным моментом, способствующим глубине усвоения учебного материала, является самостоятельный поиск ответов на контрольные вопросы, обозначенные в данном пособии и выполнение упражнений, предлагаемых в конце темы IV, особенно по логическому квадрату.
Далее следует уяснить, что в зависимости от числа посылок умозаключения делятся на: 1) непосредственные или умозаключения в несобственном смысле и 2) умозаключения в собственном смысле с тремя его видами: дедукция, индукция и традукция (аналогия).
В непосредственных умозаключениях (заключение выводится из одной посылки) уточнение знаний происходит через преобразование суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.
Превращением называется такое непосредственное умозаключение, в котором в выводе субъектом является субъект исходного суждения, а предикатом – понятие, противоречащее предикату исходного суждения, при этом связка изменяется на противоположную. Другими словами, это процесс изменения формы суждения, при этом смысл суждения не меняется.