Понятие как форма мышления. Выражений понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.
Логическая характеристика понятия. Содержание понятия. Признаки предметов и их виды, отличительные и не отличительные; необходимые и случайные; существенные и несущественные. Свойства и отношения как признаки.
Выражение содержания и объема понятий в языке логики предикатов. закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.
Виды понятий. Общие и единичные, относительные и безотносительные, собирательные и не собирательные понятия.
Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, частичное совпадение (пересечение), подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Моделирование отношений между понятиями на кругах Э.Эйлера.
Операции обобщения и ограничения понятий. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Правила и ошибки в делении. Классификация естественная и искусственная. Значение деления и классификация в науке и практике.
Определение понятий. Номинальные и реальные определения, явные и неявные определения. Основной вид явных определений -– определение через род и видовое отличие (атрибутивные и генетические).
Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, указание и др.
Правила определения. Ошибки, возможные в определениях. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Требование диалектической логики к процессу определения научных понятий. Научная терминология.
при изучении данной темы необходимо уяснить, что понятие является универсальной единицей мышления и основой интеллектуальной деятельности. Важнейшими характеристиками понятия являются содержание и объем. Все логические характеристики и логические операции являются результатом выводных знаний из закона обратно пропорциональной зависимости между содержанием и объемом понятия. После осмысления и освоения основных определений по учебникам, методическим пособиям и логическим словарям рекомендуется закрепить информацию этого блока по следующей схеме:
1) по объему
2) по существованию
элементов
3) по структуре
элементов
4) по содержанию
5) по наличию качеств,
св-в, отношений
6) по качеству
элементов
|
|
7) по характеру
объекта
Дать логическую характеристику любому понятию – это значит спроецировать его на приведенную схему и показать употребление понятия во всех 7 смыслах. Например, понятие должник является общим, непустым, собирательным, соотносительным, положительным, нерегистрируемым и конкретным.
После освоения логических операций с понятиями: ограничения, обобщения, определения и деления можно перейти к моделированию отношений между сравнимыми понятиями, которые лучше представить следующей схемой:
|
Равнооъем- Соподчинение:
|
ность: офицер-
|
|
Казань- майор-капитан
столица
РТ
|
|
Противополож-
ность (конт-
рарность):
белый-черный
Пересечение: пассажир-
студент
|
Противоречие
|
|
(конрадиктор-
ность):
|
белый-
небелый
Подчинение: дерево — береза