Понятие

Понятие как форма мышления. Выражений понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

Логическая характеристика понятия.  Содержание понятия. Признаки предметов и их виды, отличительные и не отличительные; необходимые и случайные; существенные и несущественные. Свойства и отношения как признаки.

Выражение содержания и объема понятий в языке логики предикатов. закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

Виды понятий. Общие и единичные, относительные и безотносительные, собирательные и не собирательные понятия.

Отношения между понятиями.  Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, частичное совпадение (пересечение), подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Моделирование отношений между понятиями на кругах Э.Эйлера.

Операции обобщения и ограничения понятий. Деление понятий.  Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Правила и ошибки в делении. Классификация естественная и искусственная. Значение деления и классификация в науке и практике.

Определение понятий. Номинальные и реальные определения, явные и неявные определения. Основной вид явных определений -– определение через род и видовое отличие (атрибутивные и генетические).

Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, указание и др.

Правила определения. Ошибки, возможные в определениях. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Требование диалектической логики к процессу определения научных понятий. Научная терминология.

при изучении данной темы необходимо уяснить, что понятие является универсальной единицей мышления и основой интеллектуальной деятельности. Важнейшими характеристиками понятия являются содержание и объем. Все логические характеристики и логические операции являются результатом выводных знаний из закона обратно пропорциональной зависимости между содержанием и объемом понятия. После осмысления и освоения основных определений по учебникам, методическим пособиям и логическим словарям рекомендуется закрепить информацию этого блока по следующей схеме:

 

1) по объему

 

                                     2) по существованию

                                                          элементов

 

                                     3) по структуре

                                                    элементов

 

                                     4) по содержанию

 

                                     5) по наличию качеств,

                                              св-в, отношений

                                    

 

                                     6) по качеству

                                                элементов

 

Абстрактные

(белизна)

 

Конкретные

(камень)

 

                                    

                                     7) по характеру

                                                    объекта

 

Дать логическую характеристику любому понятию – это значит спроецировать его на приведенную схему и показать употребление понятия во всех 7 смыслах. Например, понятие должник является общим, непустым, собирательным, соотносительным, положительным, нерегистрируемым и конкретным.

После освоения логических операций с понятиями: ограничения, обобщения, определения и деления можно перейти к моделированию отношений между сравнимыми понятиями, которые лучше представить следующей схемой:

 

А

 

Равнооъем-                                                                                         Соподчинение:         

А,В

 

ность:                                                                                                     офицер-

С

 

В

 

Казань-                                                                                                  майор-капитан

столица

РТ

 

А

 

В

 

                                                                                                 Противополож-

                                                                                                    ность (конт-

                                                                                                   рарность):

                                                                                                    белый-черный  

Пересечение: пассажир-

студент

 

А

 

                                                                                                 Противоречие

В

 

А

 

                                                                                                   (конрадиктор-

                                                                                                     ность):  

В

 

                                                                                                    белый-                                

                                                                                                     небелый  

Подчинение: дерево — береза

 

Логика - доступно для всех