1. Тезис должен быть ясным. Как известно, тезис представляет собой суждение. А суждение состоит из понятий. Таким образом, данное правило требует, во-первых, чтобы все понятия, содержащиеся в тезисе, были ясны всем участникам дискуссии и понимались ими одинаково. В предыдущей лекции мы говорили о том, что суждение имеет две характеристики: (а) логическую форму и (б) истинностное значение. Истинностное значение тезиса является неопределённым. Задачей доказательства и является установить истинностное значение тезиса. Поэтому, данное правило требует, во-вторых, чтобы логическая форма тезиса была также ясна всем участникам дискуссии. То есть должно быть ясным отношение между субъектами и предикатами в простых суждениях и должно быть ясным значение логических связок, которые связывают простые суждения в сложном (если тезис является сложным суждением).
Ошибка, связанная с нарушением этого правила, называется “неясность тезиса” или “нечёткая формулировка тезиса”. Например, один из участников дискуссии выдвигает следующий тезис: “Неразумно носить воду в сосуде с перфорированным дном”. Если смысл термина “перфорированный” понятен не всем участникам спора, то имеет место указанная выше ошибка. Если же определить данное понятие через уже известные, то выяснится, что перфорированный — значит имеющий множество отверстий. В этом случае против тезиса никто возражать не будет.
Рассмотрим другой пример. Выдвигается тезис: “Люди злы”. В этом случае также необходимо уточнить отношение субъекта и предиката, то есть имеет ли в виду автор “Все люди злы”, или “Некоторые люди злы”, или “Все люди, известные мне, злы”.
Чтобы соблюдалось правило ясности, необходимо также уточнять значение логических связок “или”, ”либо…, либо…”, ”Если…, то…”, “Если и только если…, то…” и т. д. Кроме того, необходимо уточнять на какое время распространяется истинность суждения. То есть, истинно ли оно всегда, иногда или в какие-то определённые промежутки времени. Следует уточнять значение таких слов, как “сегодня”, “завтра”. Часто бывает, что после уточнения тезиса выясняется, что спорить не о чем.
2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Это правило вытекает из закона тождества, рассмотренного нами в предыдущей лекции.
Ошибка (уловка), связанная с нарушением этого правила, называется “подмена тезиса”. Она заключается в том, что в качестве тезиса выдвигается одно положение, а доказывается совершенно другое. Затем утверждается, что доказано первое положение. Разновидностью этой ошибки (уловки) является подмена доказываемого тезиса более слабым. (Ясно, что доказать более слабое утверждение легче, чем более сильное). Например, один из участников дискуссии выдвигает следующий тезис: “Никто не понимает, о чём идёт речь в этой книге”. Далее, ему удалось доказать лишь, что некоторые люди не понимают, о чём идёт речь в этой книге, на основании чего автор тезиса утверждает, что он доказан.
Другой разновидностью данной уловки является так называемая логическая диверсия. Она заключается в умышленном переводе разговора на другую тему, которая хорошо знакома спорящему.