Образование понятий может происходить двумя способами:
1) У нас заранее имеется множество объектов, и мы хотим выяснить, по каким признакам объекты отобраны в это множество. В этом случае образование понятия проходит следующие этапы (например, образование понятия “стул”):
а) анализ: на этом этапе мы анализируем все имеющиеся перед нашим мысленным взором стулья (представления всех стульев, которые мы когда-либо наблюдали), то есть производим мысленное разложение их на отдельные признаки: быть деревянным, не иметь подлокотников, иметь четыре ножки и т. д.;
б) абстрагирование: на этом этапе мы рассматриваем выделенные признаки сами по себе без объектов, которым они принадлежат;
в) сравнение: сравнивая признаки отдельных стульев, мы выделяем признаки, принадлежащие всем стульям (то есть существенные), и отбрасываем признаки, принадлежащие не всем стульям (случайные);
г) синтез: на этом этапе мы соединяем все существенные признаки в единый мысленный образ, получая понятие сущности стула: иметь сидение, спинку, подставку, позволяющую находиться сидению на определённой высоте от пола, и не иметь подлокотников.
2) У нас заранее имеются существенные признаки, согласно которым необходимо сформировать множество объектов, обладающих ими. В это случае мы проверяем наличие данных признаков у рассматриваемых предметов и объединяем в класс предметы, обладающие данными признаками, то есть мысленно обобщаем объекты, обладающие заданными существенными признаками.
3) Сначала мы имеем множество объектов, для которого находим существенные признаки, а затем дополняем это множество новыми объектами, проверяя наличие у них выявленных существенных признаков. Это в сущности комбинация первого и второго видов образования понятий.