(А) Все S суть Р …………….(Е) Ни одно не Р не есть S
(Е) Ни одно S не есть Р …….(I) Некоторые не Р суть S
(О) Некоторые S не суть Р….(I) Некоторые не Р суть S
Из умозаключений в собственном смысле следует начать с выяснением, что такое силлогизм. Простым категорическим силлогизмом называется умозаключение о связи 2-х кратных терминов на основании знания их связи со средним термином. Силлогизм состоит из 3-х суждений, две из которых являются посылками, а третье – заключение. Понятия, входящие в силлогизм, называются терминами силлогизма.
М
1. Все граждане Татарстана имеют право на образование.
М
2. Сабиров – гражданин РТ.
3. Сабиров имеет право на образование.
S P
Понятие, выражающее субъект заключение – «S» называется меньшим термином соответственно 2 суждение – меньшей посылкой, предикат заключение «Р» – называется большим термином, а суждение 1, куда входит Р – большей посылкой. «S» и «Р» – крайние термины, они входят только в одну посылку.
Понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в заключение, называется средним термином – «М».Отношения между терминами силлогизма могут быть изображены в виде схемы:
В зависимости от места среднего термина в посылках различают четыре фигуры категорического силлогизма:
I II III IV
М Р Р М М Р Р М
S М S M M S M S
Особые правила фигур
I фигура: Большая посылка должна быть общим суждением
Меньшая посылка – утвердительным суждением.
М Р
1. Все хищники питаются мясом — А
S M
2. Некоторые домашние животные – хищники — I
3. Некоторые домашние животные питаются мясом — I
S P
М Р
S M
|
|||||
|
|||||
II фигура: Большая посылка – общее суждение, одна из посылок – отрицательное суждение.
III фигура: Меньшая посылка – утвердительное суждение, а заключение – частное суждение.
IV фигура: Общеутвердительных суждений не дает.
Р М
1. Все квадраты суть параллелограммы — А
М S
2. Ни один параллелограм не есть треугольник — Е
___________________________________________________
3. Ни один треугольник не есть квадрат — Е
S Р
|
Р М
|
|
|||||
М S
Из различных сочетаний количественной и качественной характеристики посылок и заключений получается 19 правильных видов силлогизма или модусов распределенных по 4 фигурам, при этом следует иметь в виду в целях системного освоения данного блока, что существует 3 правила терминов плюс 4 правила посылок (известно, что системное знание закодировано в цифре 7).
Правила терминов.
1. В каждом силлогизме должно ,быть только 3 термина.
2. Средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок.
3. Термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен в посылке.
Правила посылок.
1. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывода.
2. Из двух частных посылок нельзя сделать заключения.
3. Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным.
4. Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частная.
С помощью этих правил получаем возможные сочетания по 4 фигурам силлогизма.
I фигура II фигура III фигура IV фигура
1. ААА 1. ЕАЕ 1. ААI 1. ААI
2. ЕАЕ 2. АЕЕ 2. IAI 2. AEE
3. AII 3. EIO 3. AII 3. IAI
4. EIO 4.AOO 4. EAO 4. EAO
5. OAO 5. EIO
6. EIO
Ключевые слова: умозаключения непосредственные и дедуктивные; превращение; обращение; противопоставление предикату; силлогизм; фигура и модус силлогизма, правила посылок; правила терминов.
Дополнительную информацию по этой теме касательно условно – категорических, разделительно-категорических, условно-разделительных умозаключений, а также сокращенных силлогизмов рекомендуется проработать по учебно-методической литературе, указанной в данном пособии.
Далее переходим к рассмотрению индуктивного умозаключения, когда от знания меньшей общности переходим к знанию большей общности, от фактов к обобщениям.
Различают 2 вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию. В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему множеству предметов получают на основании повторяемости этого признака у каждого из явлений. В неполной индукции такое заключение получают на основании повторяемости признака у некоторой части рассматриваемого класса явлений. Полная индукция дает достоверные заключения, неполная индукция – только вероятные.
Схема умозаключений полной индукции
А1 обладает признаком Р
А2 обладает признаком Р
…………………………….
Аn обладает признаком Р
А1, А2,….., Аn составляют класс К
Следовательно, каждый элемент класса К обладает признаком Р.
Схема умозаключений неполной индукции.
А1 обладает признаком Р
А2 обладает признаком Р
…………………………….
Аn обладает признаком Р
Неполная индукция делится на научную (аниминативную) и полумерную (анумеративную). Полумерная индукция берет факты в том порядке, в каком они встречаются в действительности, научная индукция построена на признании причинно-следственных отношений между явлениями. Существует 5 методов установления причинных связей:
I) Метод сходства:
1. АВСД – вызывает «а»
2. ЕРКА – вызывает «а»
3. ВЛХА – вызывает «а»
4. НАТД – вызывает «а»
Следовательно, А есть причина явления «а».
II) Метод различия:
1. АВСН – явление «а» происходит.
2. ВСН — явление «а» не происходит.
Следовательно, А есть причина явления «а»
III) Соединенный метод сходства и различия.
1. АВС – вызывает «в»
2. МКВ – вызывает «в»
3. МВС – вызывает «в»
4. АС – не вызывает «в»
5. МК – не вызывает «в»
6. МС – не вызывает «в»
По-видимому, В является причиной явления «в»
IV Метод сопутствующих изменений.
АВСН – дает явление «а»
V Метод остатков:
1. АВС вызывает «авс»
2. А вызывает «а»
3. В вызывает «в»
Следовательно, С вызывает «с»
После освоения дополнительной информации по видам умозаключений по статьям философской энциклопедии и новейшего философского словаря изд. Минск 1999г. можно приступить к самопроверке по вопросам:
1) Как определить индукцию?
2) Чем неполная индукция отличается от полной?
3) Каковы виды неполной индукции и различия между ними?
4) Каковы методы научной индукции?
5) Какие существуют виды аналогии по объекту и по степени обоснованности?
6) Каковы условия логической состоятельности умозаключений по аналогии?
7) В каких случаях умозаключение по аналогии несостоятельно?
После этого желательно выполнить упражнения, предлагаемые в учебниках и тестах по логике.
Например: Явление радуги наблюдать на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Следовательно, причиной радуги является происхождение солнечного света через капли воды.
1) метод сходства; 2) метод различия; 3) соединенный метод сходства и различия; 4) метод остатков.
Данный пример – вид научной индукции, построенной на методе сходства, поэтому капля воды наличествует во всех случаях.