По отношению к демонстрации должно выполняться следующеё требование — соблюдение логических правил, характерных для той или иной разновидности аргументации. Так, демонстрация в доказательствах и опровержениях должна соответствовать правилам дедуктивного рассуждения. Приводимые при этом истинные доводы гарантируют истинность тезиса. Нарушения этого требования ведут к появлению паралогизмов и софизмов.
Наиболее распространенная погрешность в паралогизмах и софизмах — уже упоминавшаяся «не следует». Она связана с игнорированием логических законов при выведении тезиса из доводов.
НЕКОРРЕКТНЫЕ АРГУМЕНТЫ (доводы)
С нарушением требования к демонстрации, в частности, при опровержении способом доказательства антитезиса, связан прием (софизм), называющийся «дамской аргументацией» Суть его в следующем. При решении вопроса, как правило, возможно, несколько альтернативных предположений. Некоторые из них могут быть противоположны друг другу. По здравому смыслу и требованиям логики следует принимать во внимание все эти предположения (их дизъюнкцию). Но нередко поступают как раз наоборот. Желая защитить свое мнение, участники спора, например, выбирают самое крайнеё, абсурдное решение вопроса и противопоставляет его своему мнению. Вместе с тем, они предлагают нам сделать выбор: или признать эту нелепость, или принять в качестве истины их мысль. Чем ярче контраст между нелепостью и защищаемым мнением, тем лучше.
При подтверждениях широкое распространение имеет ошибка, которая называется подтасовкой, при индуктивных выводах — поспешное обобщение.
«Довод к личности». Его характерной чертой является то, что выступающий начинает наделять оппонента существующими, а иногда и не существующими, качествами, пытается скомпрометировать его или поставить в смешное положение, чтобы убедить слушающих или даже самого оппонента в неприемлемости его точки зрения.
Не менее распространенным является «довод к аудитории». Используя этот прием, пытаются апеллировать к мыслям, чувствам и настроениям слушателей без обоснования истинности или ложности тезиса по существу, с приведением объективных доводов.
С «доводом к аудитории» тесно связан «довод к массам», или демагогия — излюбленный прием многих политических деятелей. В современной политологии и журналистике «довод к массам» чаще обозначается словом «популизм».
«Довод к авторитету» – прием, когда для признания тезиса приводятся высказывания, принадлежащие авторитетам, с которыми оппонент не посмеёт спорить, даже если они, по его мнению, не правы. Еще хуже, если человек признает только свой собственный авторитет, с нетерпимостью относится к любым замечаниям и возражениям, болезненно реагирует на критику.
«Довод к человеку» — использование для поддержки своей позиции аргументов, выдвинутых противной стороной или вытекающих из принимаемых ею положений.
Широкое применение находит «довод к силе», т. е. угроза неприятными последствиями или прямое применение средств принуждения. О Наполеоне Бонапарте рассказывают, что он во время дипломатических переговоров с австрийским посланником производил впечатление человека, находящегося в состоянии припадка бешенства. Он, например, хватал со стола фарфоровые вазы и бросал их на пол. Не исключено, что такие приемы сделали посланника более податливым и в конце концов вынудили его пойти на уступки французской стороне.
Мы нередко бываем свидетелями «довода к тщеславию», когда в адрес человека расточаются неумеренные похвалы, комплименты. Используемый в споре, этот прием рассчитан иногда на то, что противник, тронутый любезными словами, окажется мягче и покладистей.
«Довод к незнанию (к невежеству)» состоит в упоминании таких фактов или положений, которых никто из слушателей не знает или не в состоянии проверить, либо в том, что спорящий обвиняет противника в неосведомленности, а то и в невежестве в вопросах, относящихся к предмету спора.
При «доводе к жалости» пытаются возбудить в другой стороне жалость и сочувствие.