На первый взгляд может показаться, что научный текст имеет форму монолога, обеспечивающего раскрытие и обоснование точки зрения автора. Однако это не совсем так. Автору приходится, аргументируя свою собственную позицию, анализировать и оценивать позиции своих оппонентов, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Новое не может родиться без отрицания старого (в гегелевском смысле). Стало быть, научный носит диалогический характер и должен отвечать принципам и нормам ведения диалога.
То, что делает автор в процессе диалога, называется научной критикой. В методологическом плане она имеет два вектора – содержательный и формальный. Содержательный вектор критики направлен на обоснование и устранение содержательных, а формальный — формальных упущений в текстах, принадлежащих, как правило, другим авторам и выступающих в качестве предпосылок и аргументов в данном исследовании. При этом в фокусе внимания автора находятся вопросы:
— Соответствуют ли используемая терминология логическим стандартам?
— Верны ли аргументы, приводимые для обоснования важнейших положений?
— Все ли из этих аргументов необходимы?
— Достаточны ли они для принятия такого-то положения?
— Какие из выдвигаемых им положений допустимы лишь в качестве гипотез?
— Правомерна ли постановка такого-то вопроса (задачи, проблемы)?
— Правильно ли проведена классификация?
— Нет ли изъянов в структуре изложения данного материала или отдельных его частей?
— Законно ли некоторое рассуждение (доказательство, опровержение, подтверждение, возражение, объяснение, интерпретация, оправдание и т.д.)?
— Раскрыта ли специфика исследуемого предмета?
— Какие новые вопросы порождаются соответствующими фактами или теоретическими положениями?
— Предмет особой заботы автора — показать, в чем отличие полученных им результатов от знаний, достоверно установленных ранее. Это методологическое требование непосредственно связано с такими морально-правовыми нормами, регулирующими жизнь научных сообществ, как: запрет плагиата — умышленного присвоения авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства или рационализаторское предложение.
На рис. 1 – 6 отношения между объемами имен изображены в виде отношений между соответствующими кругами. За этой иллюстрацией закрепилось название «кругов Эйлера» (по имени известного математика XVIII века).
Р ¢читается как не-Р