Понятия как форма мышления.

Понятие– является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов (явлений, процессов и т.д.). Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным их признакам. Понятия как бы фотографируют мир в его существенных признаках и служат для различения предметов. Главное для данной формы мысли – отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Наглядно термин «понятие» можно изобразить так:

Понятие = признак + признак…

Как цельная форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем – структурный элемент понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент структуры понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов…). Соотношение между объемом и содержанием понятия определяется законом обратного отношения (З.О.О.). Суть закона: с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается.

По качественному признаку (по содержанию) понятия делятся на:

конкретные – понятия о предметах;

абстрактные – понятия о свойствах и отношениях;

абсолютные – самостоятельные безотносительные, не зависят от других понятий;

относительные – в их содержании имеются признаки, указывающие на понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны;

положительные – в них мыслится присутствие определенных признаков;

отрицательные – в них фиксируется отсутствующий признак (отсутствие признака – тоже признак).

По количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

общие – понятия, в которых выражаются признаки целого класса однородных предметов, носящих одно и то же наименование;

единичные – понятия, в которых отображаются признаки одного единичного предмета или явления;

нулевые – с нулевым объемом, ибо за ними нет реальных предметов.

Также можно выделить:

Родовые понятия – понятия, которые выражают существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Род – класс предметов, в состав которого входят другие классы, являющиеся видами этого рода.

Видовые понятия – понятия, которые отображают существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Вид – класс предметов, который входит в объем более широкого класса, именуемого родом.

Собирательные понятия – понятия, в которых фиксируются существенные признаки ряда однородных предметов, не потерявших своей индивидуальности.

Несобирательные понятия – их содержание можно отнести к каждому предмету данного класса.

Понятия образуются в человеческом мышлении одним и тем же алгоритмическим путем, состоящим из пяти мысленных «шагов», которые в логике принято называть методами образования понятий. Логически процесс образования понятия выглядит следующим образом:

1.        Анализ(от греч. analysis–разложение)  мысленное разложение предмета на свойственные ему признаки. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием – делением.

2.        Сравнение – мысленное сопоставление различных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между ними.

3.        Синтез (от греч. synthesis – соединение) мысленное объединение признаков, полученных в ходе анализа и сравнения признаков, в определенную систему.

4.        Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) – логическая операция, основанная на мысленном выделении существенных признаков исследуемых объектов и отвлечении от несущественных. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.

5.        Обобщение – завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные признаки всему классу объектов.

 

Логика - доступно для всех