Логика - доступно для всех

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Логическими приемами образования понятий являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Сравнение это такой логический прием, который помогает устанавливать сходство или различие предметов.Анализ - мысленное расчленение предмета на части. Этот прием позволяет выделять признаки предметов. Абстрагирование - логический прием заключающийся в мысленном выделении признака одного предмета и отвлечении от других признаков. Например, мы отвлекаемся от национальности, роста, цвета глаз, образования и других признаков индивида и выделяем лишь один признак - "преступник".

Синтез представляет собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Обобщение - распространение признаков изучаемых предметов на все сходные предметы.Эти логические приемы позволяют образовывать одну из основных форм абстрактного мышления - понятие. Понятие — это форма мышления, в которой выделяются и обобщаются предметы или явления того или иного класса по существенным отличительным признакам. Существенным называется такой отличительный признак, который выражает коренную природу выделяемых предметов и служит основой для обобщения их в классы. Под признаком в логике понимается свойство или отношение предметов, а под предметом — любой объект мысли. Всякое понятие со стороны структуры характеризуется наличием определенного содержания и объема. Содержанием понятия называется признак, на основании которого предметы обобщаются в классы, или совокупность таких признаков.

Объем — совокупность (класс) предметов, которые обладают мыслимыми в содержании понятия признаками. Отдельный предмет, мыслимый в объеме того или иного понятия, называется элементом класса.

По объему понятия делятся на: единичные, общие, универсальные и пустые. Понятия, в которых отражаются классы, состоящие из одного элемента, называются единичными («Самая глубокая морская впадина»), а понятия, в которых отражаются классы, состоящие из двух или более элементов, называются общими («дерево»). Понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов, называются нулевыми, или пустыми («Дед Мороз», «вечный двигатель»). Универсальными понятиями называются понятия несущие в себе предельно общие родовые признаки класса предметов («Общество», «Личность», «Закон»)

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

По содержанию понятия делятся на: абстрактные, («белизна», «равенство») и конкретные («каменный дом»), положительные («военнообязанный») и отрицательные («невоеннообязанный»), безотносительные («завод») и соотносительные («север», «юг»), регистрируемые («Герои России», «Выпускники школы № 21 2005 года.») и нерегистрируемые («Звезда», «Молекула»), собирательные, когда группа предметов мыслится как единое целое («Стадо», «Созвездие») и несобирательные, мыслимые самостоятельно («Дерево», «Собака»).