В правдоподобных умозаключениях вывод не обязательно будет совершенно истинным, даже при наличии истинных посылок. В таких умозаключениях вывод следует из посылок не обязательно с полной необходимостью, он в той или иной мере предположительный. К этому разряду умозаключений относятся индуктивные умозаключения (точнее бы сказать, неполная индукция) и аналогия.
Индуктивным умозаключением называется умозаключение от меньшей степени общности к заключению большей степени общности, от частных положений к общим, от фактов к их обобщению, и построению на их основе теории.
Вывод, полученный на основе индуктивных умозаключений может быть достоверен при соблюдении 2 условий:
1. если исследовали все предметы данного класса и обобщили их на основании знаний данного признака, выделенного у данных предметов. Такая индукция называется полной.
2. если знаем причину, свойства входящих в этот класс предметов.
Индуктивные умозаключения.
1. Полное – такое умозаключение, в котором общий вывод о некотором классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса. Число предметов должно быть ограничено.
2. Неполное индуктивное умозаключение – общий вывод о классе предметов делается на основании изучения только части однородных предметов данного класса. Такое заключение не достоверно на все 100%.
Виды неполной индукции:
1. Популярная – вывод обо всём классе предметов делается на основании изучения некоторых предметов данного класса при отсутствии противоречащих случаев.
2. Научная — такое умозаключение, в котором общий вывод обо всех предметах данного класса делается на основании знания необходимих признаков части предметов данного класса, если знают их причину.
Умозаключением по аналогии называется рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках.
Сравниваемыми объектами могут быть как отдельные предметы, так и системы и неупорядоченные множества предметов. В первом случае переносимым признаком может быть наличие или отсутствие свойства, а во втором — как наличие или отсутствие свойства (если система или множество предметов рассматриваются как нечто целое), так и наличие или отсутствие отношения. В последнем случае имеет место аналогия отношений, а в первых — аналогия свойств.