НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ

Под научной проблемой понимается система знаний, центральное место в которой занимает вопрос или группа вопросов. Специфика этой формы знания и ее отличие от других заключается в том, что она подчеркивает прежде всего незавершенность имеющегося знания, его открытый характер.

Любая проблема имеет свою подоплеку — конкретно-научный мировоззренческий контекст, в котором она возникла. В подоплеку проблемы входят конкретно-теоретические и эмпирические высказывания, а также методологические. Именно подоплека проблемы позволяет оценивать уровеньее разрешения. Для появления проблемы необходимо создание определенных условий — проблемной ситуации.

Выражение проблемной ситуации может осуществляться различными способами:

1)   конфликт новых фактов и имеющихся теорий;

2)   существование множества теоретических подходов к исследованию одного объекта и невозможность объединить их в одну теорию;

3)   нарушение целостности системы знаний;

4)   различие в подходах к решению одних и тех же вопросов.

Однако проблемная ситуация сама по себе не способствует возникновению проблемы. Для возникновения проблемы необходимо осознать сложившуюся проблемную ситуацию и необходимость ее решения. Поэтому возникновение проблемы есть результат интенсивной деятельности ученых, которая заключается в следующем: 1)   известное четко отделяется от неизвестного;

2)   высказывания, составляющие вопросы и подоплеку проблемы, четко сформулированы.

Постановка проблемы — не только сам факт осознания проблемной ситуации, но и уровень ее понимания.

Формулировка проблемы предопределяет почти все аспекты ее решения: способ решения, типы возможных решений, успешность и плодотворность решения. Именно от формулировки проблемы зависят ее характер и дальнейшее разрешение.

При формулировке проблемы необходимо придерживаться определенных требований: 1}   подоплека проблемы должна по возможности не содержать ложных, сомнительных или неопределенных высказываний;

2)   вопросы проблемы должныбыть соотнесены и связаны с подоплекой, составлять с ней систему;

3)   вопросы проблемы должны быть сформулированы синтаксически, семантически и эпистемически корректно;

4)   суть проблемы должна бытьсформулирована в конкретных, ограниченных вопросах;

5)   по возможности должно существовать знание о наличии единственного решения, а также о том, какие решения считаются приемлемыми.

Конечно, следует отметить, что эти требования не имеют строгого характера и могут рассматриваться з качестве методических рекомендаций, так как их выполнение в реальной научной практике не всегда возможно.

 

Логика - доступно для всех