Под научной проблемой понимается система знаний, центральное место в которой занимает вопрос или группа вопросов. Специфика этой формы знания и ее отличие от других заключается в том, что она подчеркивает прежде всего незавершенность имеющегося знания, его открытый характер.
Любая проблема имеет свою подоплеку — конкретно-научный мировоззренческий контекст, в котором она возникла. В подоплеку проблемы входят конкретно-теоретические и эмпирические высказывания, а также методологические. Именно подоплека проблемы позволяет оценивать уровеньее разрешения. Для появления проблемы необходимо создание определенных условий — проблемной ситуации.
Выражение проблемной ситуации может осуществляться различными способами:
1) конфликт новых фактов и имеющихся теорий;
2) существование множества теоретических подходов к исследованию одного объекта и невозможность объединить их в одну теорию;
3) нарушение целостности системы знаний;
4) различие в подходах к решению одних и тех же вопросов.
Однако проблемная ситуация сама по себе не способствует возникновению проблемы. Для возникновения проблемы необходимо осознать сложившуюся проблемную ситуацию и необходимость ее решения. Поэтому возникновение проблемы есть результат интенсивной деятельности ученых, которая заключается в следующем: 1) известное четко отделяется от неизвестного;
2) высказывания, составляющие вопросы и подоплеку проблемы, четко сформулированы.
Постановка проблемы — не только сам факт осознания проблемной ситуации, но и уровень ее понимания.
Формулировка проблемы предопределяет почти все аспекты ее решения: способ решения, типы возможных решений, успешность и плодотворность решения. Именно от формулировки проблемы зависят ее характер и дальнейшее разрешение.
При формулировке проблемы необходимо придерживаться определенных требований: 1} подоплека проблемы должна по возможности не содержать ложных, сомнительных или неопределенных высказываний;
2) вопросы проблемы должныбыть соотнесены и связаны с подоплекой, составлять с ней систему;
3) вопросы проблемы должны быть сформулированы синтаксически, семантически и эпистемически корректно;
4) суть проблемы должна бытьсформулирована в конкретных, ограниченных вопросах;
5) по возможности должно существовать знание о наличии единственного решения, а также о том, какие решения считаются приемлемыми.
Конечно, следует отметить, что эти требования не имеют строгого характера и могут рассматриваться з качестве методических рекомендаций, так как их выполнение в реальной научной практике не всегда возможно.