Создание научного текста условно можно разделить на два этапа. Первый, предварительный, связан с ходом изучения предмета, исследованием. Второй — это этап представления полученных результатов, связанный со способом их изложения в научном тексте. Это качественно различные этапы, имеющие собственные планы работы.
Учитывайте простую, но ценную для начинающих исследователей рекомендацию: осваивая сделанное предшественниками, полезно начинать с самых последних работ, поскольку в них, как правило, дается обстоятельный обзор прежних исследований.
В дальнейшем, на втором этапе, многим из освоенного придется пренебречь, но таким путем легче выделяются исходные абстракции и соответствующие им ключевые термины, на основе которых строится изложение.
Способ изложение имеет своей целью, прежде всего, донести до читателя научный результат. Ориентация на читателя — важнейшее качество хорошего изложения. Поэтому одно из главных требований к нему – доступность. Она обеспечивается выполнением ряда требований.
Существенное влияние на доступность и понимание текста могут оказывать и такие чисто внешние характеристики, как, например, длина рассуждений. Считается, что абзац как самая мелкая из целенаправленных и связных частей текста в оптимальном варианте состоит из 7±2 отдельных высказываний.