Вопрос—это форма мышления, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. Термин «вопрос» тесно связан в содержательном плане с понятием «проблема».
Проблема — это вопрос (или комплекс вопросов), возникающий в ходе познания. Следует отметить, что этот термин означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся информации. С понятием «проблема» тесно связано понятие «проблемная ситуация».
Проблемная ситуация — это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому вызывает определенные затруднения.
Всякий вопрос имеет логическую структуру, которая состоит из трех элементов: искомого знания, исходного знания (предпосылки вопроса) и требования перехода от незнания к знанию. Например, в вопросе «Кто написал роман «Отцы и дети»?» стоит задача установить фамилию определенного человека. Нельзя утверждать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного знания, нередко имеющего обобщенный характер. В рассматриваемом вопросе поиск ограничен фамилией человека. На это указывает вопросительное местоимение «кто».
Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где» обозначают время, «сколько» — количество, «зачем» — цель, «почему» — причину. Далее в вопросе содержится весьма опреде-ленное знание. Например, с помощью вопроса «Кто написал роман «Отцы и дети»?» не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует роман «Отцы и дети» и что существует человек, который его написал. Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. Они направляют поиск ответа и направляют его смысловое содержание.
Постановка вопроса связана с убеждением, что существует возможность получить истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов или суждение о существовании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса.
Кроме того, при выдвижении вопроса существует убеждение, связанное с возможностью существования ложных ответов. Такое убеждение называется негативной предпосылкой вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицательных ответов на вопрос или суждение о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные вопросом.
В последнее время большое внимание стало уделяться внушающему воздействию, которым могут обладать некоторые вопросы в силу ложности своих предпосылок.